Безобразный гламур. Выставка Эрвина Олафа на фестивале "Мода и стиль в фотографии"В огромном количестве выставок фестиваля "Мода и стиль в фотографии" главное - не потеряться. Третья звезда фестиваля (помимо Сары Мун и Джоэля-Питера Уиткина) - голландец Эрвин Олаф. В Москву он приехать не смог (в Южной Азии подхватил какую-то заразу), но прислал своего помощника, который и смонтировал в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке пять фотосерий Олафа. Эрвин Олаф (род. в 1959 году) - прекрасный пример того, как гламурный фотограф устает от гламурной жизни и начинает ее пародировать, критиковать или подвергать деконструкции, заменяя персонажей. Олаф снимал множество рекламных циклов, делал официальные портреты всяких благородных семейств, но одновременно фотографировал даунов в гламурных же позах или пожилых кокеток в бикини. Эти серии производят убойное впечатление, отталкивающее (в особенности "Зрелость", показанная сейчас в Москве). Но Олаф не издевается и не ерничает. Как и знаменитая картина "Старая кокетка" из Пушкинского музея, его снимки посвящены теме бренности бытия - классической аллегории vanitas. Вместе с тем как потрясающе сделаны эти снимки, передающие и фактурность кожи, и блеск глаз! Здесь сохранена гламурная красота фотографии, пусть и антигламурной по сути. Еще более резка серия "Королевская кровь", посвященная насильственно убиенным представителям королевских фамилий. Самый сильный образ - принцесса Диана. Следы крови на волосах и вырезанный знак "Мерседеса" на плече. При этом, опять же, все фотографии сняты по законам гламура - прекрасные модели, прекрасные платья, прекрасные позы. Нет только улыбок. Олаф никого, естественно, не обвиняет - ни "Мерседес", ни мир гламура, сделавший Диану своей иконой. Он просто работает в этой актуальной и ставшей теперь универсальной стилистике. Гениальный проект "Дизель" - реклама одноименных джинсов. Мощные перцы в этих самых джинсах расчленяют тела на операционном столе. Реклама очень агрессивная, и вовсе не факт, что пошедшая в дело. А если и пошла, то можно себе представить, сколько вызвала нареканий со стороны обывателей, привыкших к тому, что в джинсах можно расчленять коров или свиней, но никак не людей. Хотя какая, строго говоря, разница. И под занавес выставки еще один "дизельный снимок". Лавочка, старичок, спящий беззаботным сном, старушка, одной рукой держащая сумочку, а другой хватающая старичка за одной место. Оба в джинсах, которые (это, видимо, рекламный месседж) и пробудили в даме вроде забытый инстинкт. Бренность бренностью, но пока жизнь продолжается. Николай МОЛОК Известия |