11.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

На деревню, дедушке. Западные компании присматриваются к российскому рынку каталожной торговли



МАРИНА НОСКОВИЧ

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) обнародовала итоги 2004 года. В этом году рынок, ранее прибавлявший по 70-80%, вырос всего на 15%. Причина: введение нового Таможенного кодекса. Однако на фоне стагнирующего европейского рынка это все равно фантастический показатель. Поэтому западные компании все сильнее интересуются российским рынком.
По данным НАДТ, в 2002 году российский рынок торговли по каталогам составил $350 млн, в 2003 - $650 млн. В 2004 году он достиг $750 млн. Замедление темпов роста рынка исполнительный директор НАДТ Михаил Яценко объясняет новым Таможенным кодексом, который "растоптал все договоренности с иностранцами".
Поэтому доля товаров народного потребления (одежда, обувь, галантерея, посуда и т. д.), ранее занимавшая до 70% рынка, сейчас сократилась до 15,5%. Новый лидер - книги. По данным НАДТ, их доля в каталожной торговле в прошлом году достигла 38%, за ними следует косметика - 15%, биоактивные добавки - 11%, периодическая печать - 7,5%, семена - 7% и другое (секс-индустрия, запчасти и т. д.) - 6%.
Российские компании имеют возможность продвигать собственные товары или закупать их у местных производителей. Например, у PPE Group, объединяющей шесть фирм, занимающихся посылочной торговлей ("Покупки на дом", "Промопост" и т. д.), сейчас половина товаров - российские, хотя еще три года назад их доля в общем ассортименте не превышала 5%.
Переход на российские товары должен помочь развитию рынка торговли по каталогам. В США и в Европе покупки по почте совершает 85% населения, этот сектор обеспечивает четверть всего розничного товарооборота. У нас - менее 1%.
"Есть много причин, по которым торговля по каталогам в России недостаточно развита,- считает эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков.- Например, неразвитость платежных систем: на Западе за покупку чаще всего платят по кредитной карте, у нас же более развит наложенный платеж, который замедляет получение средств продавцом". Менеджер магазина GamePost, продающего компьютерные игры и игровые устройства, Андрей Назаров добавляет еще одну причину: "Цена в нашем каталоге выше, чем розничная, за счет доставки".
Локомотивом роста рынка каталожной торговли являются регионы. "В Москве, конечно, можно найти товары по более низким ценам, чем у нас. А вот в регионах, с которыми мы в основном и работаем, их просто нет",- говорит Андрей Назаров.
Основными покупателями действительно являются жители периферии: крупные города России обеспечивают население всем необходимым. По оценке НАДТ, в прошлом году 41,7% заказов пришлось на жителей сельской местности. Меньше всего заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург - 4%. "У москвичей или жителей других крупных городов есть выбор,- считает Михаил Яценко.- Для них почтовая торговля не так актуальна. Кроме того, почта доставляет товары очень долго, быстрее просто сходить в магазин. А для жителей отдаленных регионов просто нет другой альтернативы".
Дальнейшее развитие рынка эксперты связывают с приходом западных игроков, которые пока напрямую в России не представлены. По всем странам мира каталожные компании несут убытки из-за ужесточения конкуренции. Например, в прошлом году оборот KarstadtQuelle в сфере каталожной торговли обвалился на 11,3%. Теперь компания пытается решить эту проблему за счет экспансии в страны Восточной Европы: в прошлом году в России открылось представительство немецкой компании Mail Order Service, работающее в Москве, Питере, Архангельске и Екатеринбурге. "Мы очень довольны работой на российском рынке,- радуется гендиректор Mail Order Service Йорг Вилькенинг.- В прошлом году, где-то в апреле-мае, мы сделали каталог на русском языке, где цены указаны в рублях. А в этом году впервые выпустили каталог на 350 страниц и продолжаем развиваться".
Эксперты прогнозируют приход и других крупных игроков: Otto, Trois Suisses и др. "Они принесут большие деньги и опыт работы. При этом есть вероятность, что они будут работать совместно с нашими компаниями, что им будет выгодно",- считает Владислав Кочетков. По его мнению, Россия привлекательна для иностранцев прежде всего 140 млн населения, растущей покупательной способностью и ненасыщенным рынком. Начало работы в нашей стране может рассматриваться даже не как способ увеличения продаж, а как стратегический шаг по закреплению на перспективном рынке, добавляет эксперт.

Деловая газета "Бизнес"