07.02.2005

Эксперты Всеукраинской рекламной коалиции подвели окончательные итоги объемов рекламного рынка 2004 и сделали свой прогноз на 2005 год


Как и было предсказано в начале декабря, летний прогноз Коалиции об итоговых годовых цифрах в целом подтвердился и мы уверенно констатируем, что полумиллирдный рубеж рекламный рынок Украины в 2004 успешно преодолел. Общий объем рекламного рынка в 2004 составил 571 миллион долларов США, в том числе в медиа 347 миллиона. Напомним, что все цифры указаны без учета налогов.

Более подробная разбивка по различным медиа и статьям рекламного бюджета приведена в табл.1

Таблица 1.

Прогноз итогов года, июнь 2004, млн USD

Финальный итог 2004, млн, USD

Телевизионная реклама

165 – 175

165

Наружная реклама

85

86

Пресса

81

81

Радио

10 – 12,2

13,5

Интернет

1 – 1,5

1,5

Всего МЕДИА

342 – 354,7

347

 

 

Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы)

48

45

PR всего,

в том числе коммерческий PR без учета advertorials (рекламных статей)

40

42

8

Спонсорство
(спортивных, культурных мероприятий и медиа, включая продакт плейсмент)

70

70

Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги

25

40

Всего НЕ-МЕДИА

183

197

 

 

Агентские комиссии и гонорары

27

27

 

 

Всего рекламный рынок

552 - 565

571

Прежде чем перейти к прогнозу на 2005 год, считаем необходимым сделать ряд примечаний.

Практически все специалисты Всеукраинской рекламной коалиции, принявшие участие в данной работе, были единодушны в оценке объемов рекламного рынка. Небольшие разночтения в объемах интернет-рекламы, радио или оценке product placement в ТВ вполне вписываются в 5 – 10% погрешность.

Несколько слов об оценке объемов PR услуг. Приведенная в таблице цифра получена на основании опроса представителей разных типов медиа о соотношении доходов от рекламы и PR. В то же время, специализированные PR-агентства оценивают свои годовые объемы в области коммерческого PR в 7 – 8 млн долларов.

Величина агентского вознаграждения была оценена «консервативно» - 27 млн, хотя существовали и более «оптимистичные» (до 30 млн) цифры.

А теперь о прогнозах на год 2005 (см. таблица 2)

Таблица 2.

Прогноз объемов-2005, млн USD

% изменения к 2004

Телевизионная реклама

205

24%

Наружная реклама

104

21%

Пресса

100

23%

Радио

19

41%

Интернет

2

33%

Всего МЕДИА

430

24%

 

 

Рекламное производство (видео, аудио, рекламная полиграфия, постеры для наружной рекламы)

53

18%

PR всего,

в том числе коммерческий PR без учета advertorials (инфосообщений)

45

12

7%

50%

Спонсорство
(спортивных, культурных мероприятий и медиа, включая продакт плейсмент)

80

14%

Другие рекламные и маркетинговые акции и услуги

57

43%

Всего НЕ-МЕДИА

235

19%

 

 

Агентские комиссии и гонорары

35

30%

 

 

Всего рекламный рынок

700

23%

Таким образом, по прогнозам Коалиции рекламный рынок в Украине продолжит свой рост и составит (а может по итогам и превысит) очень ровную цифру - 700 миллионнов долларов США.

Предоставив право всем заинтересованным самостоятельно анализировать данные таблицы 2 и делать выводы по отдельным медиа или различным рекламным услугам, сами же проследим динамику роста украинского рекламного рынка за последние три года (табл.3)

Таблица 3.

Объем 2003, млн USD

% изменения к 2002

Объем 2004,

млн USD

% изменения к 2003

Объем 2005, млн USD

% изменения к 2004

Телевизионная реклама

130

53%

165

27%

205

24%

Наружная реклама

60

58%

86

43%

104

21%

Реклама в прессе

60

114%

81

35%

100

23%

Радио

9

12,5%

13

44%

19

41%

Интернет

1

0%

1.5

50%

2

33%

Итого МЕДИА

260

62,5%

347

34%

430

24%

Всего не-медиа плюс агентская комиссия и гонорары

160

60%

224

40%

270

21%

 

 

 

 

 

 

 

Всего рекламный рынок

420

62%

571

36%

700

23%

Как видно при анализе таблицы 3, рост объемов рекламного рынка Украины постепенно снижается, что, на наш взгляд, вполне естественно.

С одной стороны, все дальше последствия провальных для рынка 1998-1999 годов (вспомним про российский дефолт), после которых отсчет рекламных объемов шел практически с ноля.

С другой стороны, увеличение абсолютных цифр рекламного рынка (объема) в свою очередь приводит к уменьшению цифр относительных (% роста).

Президентские выборы – 2004, на взгляд экспертов Коалиции, способствовали (в рамках 4% годового объема) росту рекламы в 2004 и соответственно этих процентов (точнее денег) не досчитается рекламный рынок в 2005 году.

Есть и еще одна сторона. Бурный рост рынка в 2003 году (см. табличные данные) имел и чисто «техническую» причину. Дело в том, что при оценке объемов рынка-2002 экспертами Коалиции не учитывался ряд показателей, в том числе по региональной рекламе, прессе и т.д., т.е. объем рынка 2002 был занижен.

Ну и конечно, нельзя не принимать во внимание и фактор некоторой политической нестабильности в стране в ноябре - декабре 2004, который оказывает влияние на рекламные объемы – 2005 (особенно в первом полугодии). Впрочем, и переоценивать политическую «кризисность» не стоит.

Интересным на взгляд Коалиции представляется и проанализировать % долю различных медиа каналов в общем объеме медийной рекламы. Выполним эти расчеты уже для нового 2005 года (см. табл.4)

Таблица 4

Объем 2005, млн USD

% доля в итоговом медиа объеме

Телевизионная реклама

205

48 %

Наружная реклама

104

24 %

Пресса

100

23 %

Радио

19

4 %

Интернет

2

менее 1 %

Всего МЕДИА

430

100%

В заключении еще раз напомним, что все вышеприведенные данные объемов рынка носят экспертный характер и не могут совпадать с цифрами мониторинговых компаний, оперирующих прайсовыми показателями. В экспертной оценке Всеукраинской рекламной коалиции приняли участие представители крупнейших рекламных холдингов Украины, рекламных и медиа агентств, производстведственных компаний, телеканалов, печатных СМИ и др.