07.02.2005

Быстрый "Эксперт". За два года франчайзинговая сеть магазинов вышла на второе место на рынке бытовой техники



Татьяна Романова
Елена Виноградова

На российском розничном рынке бытовой техники появился новый крупный игрок. Компания “Эксперт-Ритейл”, возглавляемая бывшим топ-менеджером сети “Эльдорадо”, объединила на условиях франчайзинга 90 региональных магазинов, включая крупнейшую на Урале сеть “РемБытТехника”. Больше магазинов, чем у новой сети, сейчас только у самой “Эльдорадо”.


По оценке торговой компании “Мир”, объем российского рынка домашней техники без учета компьютеров в 2004 г. составил $7 млрд. По оценке ассоциации “РАТЭК”, объем компьютерного рынка составляет еще $4–6 млрд. По итогам прошлого года основными игроками рынка эксперты называют “Эльдорадо” с оборотом в $2,5 млрд, “М.Видео” ($962 млн), “Мир” ($330 млн) и “Техносилу” (около $400 млн).

Компания “Эксперт-Ритейл”, до недавнего времени управлявшая примерно 60 франчайзинговыми магазинами в Московской, Саратовской, Пензенской, Курганской, Ростовской областях и Краснодарском крае, заключила в январе договор франчайзинга с компанией “РемБытТехника” (РБТ), крупнейшим розничным продавцом домашней техники в уральском регионе, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Эксперт-Ритейла” Кирилл Новиков. По оценкам уральских продавцов бытовой техники, оборот РБТ, управляющей 28 магазинами, приближается к $130 млн. По словам Новикова, теперь сеть “Эксперт” отстает по числу магазинов только от “Эльдорадо”, у которой, по ее собственным данным, 584 магазина в 391 городе России и Украины. Новиков до 2003 г. возглавлял департамент бытовой техники в “Эльдорадо”. И, как он сам объясняет, ушел, чтобы заняться собственным бизнесом — созданием франчайзинговой сети магазинов.

Председатель совета директоров РБТ Андрей Малолетко рассказал, что в феврале 13 собственных и 15 франчайзинговых магазинов компании начнут работать под вывеской “Эксперт-РемБытТехника”. “Мы полностью откажемся от своей старой, не самой удачной вывески, — объясняет Малолетко, — но, учитывая высокую узнаваемость нашей марки в регионе, сделаем это через некоторое время”.

Малолетко считает, что франшиза позволит РБТ получить команду профессиональных менеджеров, новые системы логистики и торговли, а также лучшие закупочные цены. “Если в итоге нам удастся снизить себестоимость техники на 1-2%, мы будем очень довольны, ведь это повысит прибыль компании на 10-20%”, — отмечает он.

“Эксперт-Р”, по словам Новикова, предоставляет франчайзи брэнд, технологии, рекламную поддержку, обеспечивает снабжение продукцией и логистику. Площадь магазинов “Эксперта” — от 1000 кв. м в городах-миллионниках и от 500 кв. м в менее крупных городах. Плата за франшизу составляет от $10 000 до $400 000 в год в зависимости от объема рынка в регионе. По словам Новикова, собственные магазины его компания в ближайшие два года открывать не планирует. Зато рассчитывает выйти на столичный рынок, подбирая сейчас франчайзи в Москве. Как стало известно “Ведомостям”, это предложение заинтересовало компанию “Технополис”, управляющую в Москве и регионах семью одноименными супермаркетами, шестью магазинами “Аристон” и интернет-магазином “ОО3.ru”. Коммерческий директор “Технополиса” Дмитрий Зубрицкий подтвердил “Ведомостям” факт переговоров с “Экспертом”.

У “Эксперта” на этот год весьма амбициозные планы: по словам Новикова, задача компании — увеличить число магазинов до 250, а розничный оборот — до $300 млн. С подобным оборотом “Эксперт” вплотную приблизится к лидерам рынка, говорит Александр Пляцевой, президент ассоциации продавцов и производителей техники РАТЭК. Однако, отмечает он, “Эксперт” не является классической франчайзинговой сетью: “По сути, это закупочный кооператив, участники которого получают лучшие цены при покупке техники за счет объединения объемов”. Статистика показывает, что доля сетевых предприятий в продажах бытовой техники быстро растет — с 37% в 2000 г. до 54% в 2005-м. При этом больше всего страдают одиночные магазины и это подталкивает их к объединению, говорит Пляцевой.

Лидеры рынка планы “Эксперта” оценивают скептически. “Мы не воспринимаем их как конкурентов”, — говорит директор по маркетингу сети “М.Видео” Михаил Кучмент. А сотрудник сети “Мир” называет планы сети “амбициозными и невыполнимыми”. По его мнению, сильнейшую конкуренцию в регионах любым игрокам составляет “Эльдорадо”. По запланированным оборотам “Эксперту” также не угнаться за лидерами, полагает собеседник “Ведомостей”. У самого “Мира” в 2005 г. запланирован оборот в $450 млн. У “М.Видео” — $1,3 млрд. А у “Эльдорадо” уже в 2004 г. продажи, по оценкам экспертов, превысили $2 млрд.

Но, по мнению менеджера крупной сети по торговле домашней техникой в Поволжье, “Эксперт” может повторить успех “Эльдорадо”, начинавшей с открытия небольших магазинов в регионах. “Большинство точек "Эльдорадо" в регионах и сейчас фактически являются франчайзинговыми. Первое место на рынке "Эксперту", конечно, не занять, но изменить расклад сил вполне по силам”, — утверждает собеседник “Ведомостей”.

В “Эльдорадо” от комментариев отказались.



Ведомости