07.02.2005

"Ист Лайн" удаляют с поля. Чиновники хотят отобрать у группы аэродромный комплекс "Домодедова"



Александр Беккер
Татьяна Егорова

Группа “Ист Лайн”, управляющая аэропортом “Домодедово”, рискует потерять часть бизнеса. Государство пытается оспорить договор, по которому “Ист Лайн” на 75 лет арендовала аэродромный комплекс аэропорта.


В 2004 г. услугами “Домодедово”, которым управляет “Ист Лайн”, воспользовались 12,6 млн пассажиров. Выручка группы за девять месяцев 2004 г. составила 9,49 млрд руб., доналоговая прибыль — 4,02 млрд руб. В 1998 г. унитарное предприятие “Администрация аэропорта Домодедово” сдало аэродромный комплекс в аренду входящему в “Ист Лайн” ЗАО “Международный аэропорт Домодедово” на 75 лет – до 2073 г.

Судебную тяжбу за возвращение аэродрома чиновники ведут с 2003 г., рассказал “Ведомостям” представитель Росимущества. Тогда ГУП “Администрация аэропорта Домодедово” подало в арбитражный суд Московской области иск с просьбой признать договор аренды недействительным на основании статьи 168 ГК. По мнению юристов, столь долгосрочная аренда означает его отчуждение из госсобственности. Кроме того, подчеркивают они, утвердивший договор Комитет по управлению имуществом Московской области не имел на это права, потому что эту сделку должно было одобрить Госкомимущество (сейчас — Росимущество). Суд в удовлетворении иска отказал, поскольку предельный срок для договоров аренды недвижимого имущества или аэродромного комплекса законодательством не оговаривается. С этим согласилась и апелляционная инстанция. Минимущество и Госслужба гражданской авиации, которые были привлечены к делу в качестве третьих лиц, подали кассационную жалобу. В марте 2004 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа направил дело на новое рассмотрение. Но две первые инстанции вновь отказали в иске.

14 февраля кассационная жалоба Росимущества будет рассмотрена снова. “По уставу ГУП должно обеспечивать безопасность полетов, а сдав в аренду весь имущественный комплекс, оно не может этого делать. Следовательно, сделка по передаче в аренду имущества является ничтожной, — заявил "Ведомостям" юрист Росимущества Евгений Зеленский. — Кроме того, мы полагаем, что размер арендной платы занижен”. Сколько платит “Ист Лайн” и какую ставку Росимущество считает справедливой, собеседник “Ведомостей” не сказал. Гендиректор крупной авиакомпании утверждает, что речь идет примерно о 900 000 руб. в месяц.

“Мы спокойно воспринимаем судебные разбирательства, потому что уверены, что суд подтвердит законность договора” — говорит руководитель службы по связям с общественностью “Ист Лайн” Юлия Мазанова. Возможность увеличения арендной платы, по ее словам, группа обсуждать готова.

Чиновников давно интересует история получения “Ист Лайном” контроля над аэропортом. “Каждый приходивший в Минимущество замминистра, курировавший транспортный блок, обращал внимание на этот договор — слишком необычными и невыгодными для государства казались его условия”, — рассказывает Александр Бородин, экс-руководитель департамента промышленности, транспорта и связи Минимущества. Но все попытки расторгнуть его ни к чему не привели, говорит он. В 1998 г. по просьбе депутатов Госдумы историю приватизации “Домодедово” проверяла Счетная палата.

“Возможно, "Ист Лайн" получила аэропорт не безупречным с точки зрения закона способом. Но сейчас это самый приличный аэропорт в стране, и можно было бы закрыть на это глаза”, — рассуждает руководитель крупной российской авиакомпании. “Ист Лайн” — эффективный собственник“- вторит представитель “Сибири” Игорь Волков.

По данным “Ист Лайн”, за несколько лет группа вложила в модернизацию “Домодедово” более $500 млн, из них около $30 млн — в аэродромное оборудование, арендованное у государства. После реконструкции в “Домодедово” перешло восемь только иностранных компаний, включая такие консервативные, как British Airways и El Al. Гендиректор консалтинговой компании “Инфо-Мост” Борис Рыбак говорит, что “Ист Лайн” превратила запущенный госактив в “жемчужину”. Он не согласен, что при составлении договора аренды были ущемлены интересы государства: “В тот момент из аэропорта уходили компании и рушился бизнес”.

“Частный капитал сделал заштатный аэропорт первым по уровню сервиса и статусу, — говорит эксперт компании "АксионBKG" Владимир Скопцов. — В этой ситуации правительству следует наказать чиновников, санкционировавших договор, но правила игры не менять”.

А аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что арбитражный спор — это подготовка к приватизации аэропорта. По ее мнению, иск Росимущества увенчается успехом, но попытка приватизации “Домодедово” может привести к такой же неразберихе в управлении, как в принадлежащем государству “Шереметьево” (уже несколько лет у этого аэропорта нет гендиректора). Кроме того, понадобится компенсировать затраты “Ист Лайн” на реконструкцию. Поэтому лучшим выходом из сложившейся ситуации Сахнова считает согласие “Ист Лайн” увеличить арендные платежи государству.



Ведомости