07.02.2005

Абонент временно не подсчитан



Тимофей Дзядко

Аналитический центр Юрия Левады провел опрос, согласно которому в России в 2 раза меньше абонентов, чем утверждают сотовые компании и независимые исследователи. Участники рынка и аналитики объясняют расхождения разными способами учета и сомневаются в репрезентативности исследования. Но это расхождение не может повлиять на стоимость компаний: для инвесторов важнее финансовая отчетность.

Согласно опросу Аналитического Центра Юрия Левады («Левада-Центр») за 2004 год число россиян, пользующихся сотовой связью, значительно выросло – с 19% до 32%, в Москве это число увеличилось всего на 10% – до 51%. В опросе, который проводился в январе 2005 года, участвовало 2407 граждан России старше 16 лет.

Примечательно, что исследовательские компании и сотовые операторы, которые предоставляют им информацию, приводят цифры, которые в два раза больше, чем в опросе («Левада-Центра»). Так, по данным исследовательской компании AC&M-Consulting на конец декабря 2004 года, в России 73,8 млн абонентов (50,9% населения), а в Московском регионе – 16,8 млн (99,2%).

«Наша позиция очень проста: исследуя число абонентов, мы не пытаемся оценивать поведение потребителей, – отмечает Павел Нефедов, руководитель пресс-службы МТС. – У нас очень прозрачная политика учета абонентов – в течение 6 месяцев мы отчисляем абонента с негативным балансом или неактивного абонента». По мнению господина Нефедова, данные компаний расходятся с данными Аналитического центра Юрия Левады, потому что он учитывал детей и к тому же далеко не все люди, у которых есть по несколько sim-карт, осознают себя их потребителями.

«Исследований мобильной связи проводится очень много и делать выводы на основе одного исследования вряд ли стоит, – осторожничает Михаил Умаров, директор службы по связям с общественностью «Вымпелкома». – Действительно, число зафиксированных абонентов выше, чем число активных пользователей, но расхождение не может быть таким существенным». По его мнению, если верить исследованию «Левада-Центра», средний ежемесячный доход операторов с одного абонента (ARPU) должен быть почти в два раза выше – как минимум $26.

Действительно, сложно представить, что такую сумму могут себе позволить региональные абоненты. «Абонент – это активная sim-карта. Чем дольше оператор считает sim-карту активной, тем больше у него абонентов. Внутренняя отчетность «Мегафона» самая корректная в большой тройке: мы считаем sim-карту активной только в течение 90 дней», – говорит Андрей Климов, руководитель службы по связям с общественностью «Мегафона». Аналитики рынка сомневаются, что серьезные расхождения между данными компаний и исследования «Левада-Центра» как-то скажутся на операторах.

«Операторы считают людей несколько раз, – признает Олег Шенкер, аналитик ИК «Финам». – Но для инвесторов важней не число абонентов, а финансовая отчетность компаний». Господин Шенкер сомневается в репрезентативности исследования «Левада-Центра»: «Среди людей пользующихся общественным транспортом, в отличие от автомобилистов, меньше пользователей сотовой связи. К тому же «Левада-Центр» мог не учесть, что в некоторых регионах уровень мобилизации очень велик, а в другие операторы только пришли. Специфика Москвы заключается в том, что у очень многих пользователей по 2-3 sim-карты, что не учитывается при подсчете исследовательскими компаниями».

Александр Шатиков, аналитик исследовательской компании AC&M-Сonsulting, признает, что публикуемые его компанией цифры могут быть неточными. «По нашим данным, около 5% абонентов пользуется услугами нескольких операторов, поэтому всегда необходимы поправки применительно к нашим исследованиям. Расхождение может объясняться и тем, что, например, в Московском регионе, согласно последней переписи, проживает 17 млн человек, хотя, по данным тех же социологических опросов, их на 5 млн больше».

«Реальное число абонентов может быть важно только при составлении бизнес-планов, когда инвесторы не могут опираться на учетную политику компании и проводят серьезное исследование или же для контент-провайдеров, которым необходимо знать сколько человек, а не абонентов будут потреблять их услуги. Для компании число абонентов – это лишь первичный показатель привлекательности, который не обязательно подразумевает нечто существенное», – заключает господин Шатиков.

Газета.RU