Средний российский потребитель стал больше работать и брать денег в долгЭтот и другие выводы озвучили специалисты из социо-маркетинговой компании Data Direct, проанализировав ответы россиян разных возрастных групп на более чем 200 тысяч анкет с 70 вопросами об их потребительских предпочтениях и стиле жизни. Анкеты были разосланы по 82 регионам России, в результате чего удалось нарисовать следующий статистический портрет. Главная тенденция 2004 года - средний россиянин стал богаче. То, что уровень жизни его растет, аналитики объясняют в первую очередь тем, что он больше работает. Так, по сравнению с 2003 годом число работающих и служащих увеличилось на 10 процентов с 50 до 60 процентов, а доля безработных заметно сократилась - с 20 до 8 процентов. Еще один косвенный признак, характеризующий благосостояние людей и их уверенность в завтрашнем дне, - отношение к потребительскому кредитованию. Более 30 процентов опрошенных на сегодняшний день уже успели ощутить вкус тех или иных видов займов, а около 40 процентов собираются сделать это в 2005 году. Причем растет потребность в крупных и "длинных" деньгах. Если до сих пор россияне брали кредиты "по мелочам", в основном от 10 до 20 тысяч рублей на срок от 6 до 12 месяцев, то теперь мечтают о том, как бы занять в надежных российских банках кредиты от 100 тысяч рублей и выше с растяжкой в два года. Деньги они хотят вложить в строительство дач, домов, приобретение квартир, автомобилей. А более 60 процентов - в евроремонт. Кстати, что касается средств передвижения. Более 30 процентов опрошенных уже имеют автомобиль, а около 25 процентов планируют прикупить его в течение 2005 года. При этом предпочтение средний потребитель (70 процентов) отдает отечественным моделям и подержанным иномаркам. А это свидетельствует о том, что все же благосостояние его не настолько велико, чтобы позволить себе помечтать о разъездах на "БМВ". Аналогичная картина - на рынке потребительских предпочтений товаров и продуктов питания. Все больше людей "выбирают российское". Так, 23 процента отдают сегодня свой голос в пользу отечественных изделий, 10,6 процента - иностранного производства. А вот для 53,5 процента россиян страна-производитель вообще не имеет значения. Главное для них теперь - соотношение "цена-качество". Еще одно открытие года. Число российских граждан - пользователей Интернетом, выросло в 2004 году в пять раз. При этом половина предпочитает делать покупки, в том числе категории "интим", через виртуальные магазины. Как считают маркетологи, в этом случае их привлекает западный сервис - скорость доставки прямо на дом и экономия денег. Если же говорить о стиле жизни среднего россиянина, то по некоторым параметрам за него можно порадоваться. В частности, по привычке вести здоровый образ жизни, то есть не курить. Пока некурящих в России больше, чем тех, которые губят свое здоровье (70,5 процента против 61,1 процента). При этом среди некурящих высока доля граждан 50 - 54 лет, имеющих высшее образование. Молодежь же все больше дымит. С 27,3 до 30,26 процента увеличилась в России в 2004 году доля курящих молодых мужчин от 24 до 34 лет. Портрет потребителя был бы неполон, если не сказать о том, где он проводит свой отпуск. Впрочем, здесь и соцопросов не надо, в данном случае подтвердилось еще раз - большинство отдыхает в традиционных для России местах: дома, на даче, у родителей. Лишь 3 процента опрошенных уезжают за границу. В первую очередь из-за дороговизны таких путешествий для их кошельков. Что еще? А еще россияне всех возрастов продолжают надеяться на удачу и верить в астрологические прогнозы (59 процентов опрошенных). // www.rg.ru www.next.md |