31.01.2005
Procter & Gamble

Procter & Gamble купила Gillette



Екатерина Долгошеева
Николай Борисов
Кирилл Корюкин

Купив производителя бритвенных принадлежностей Gillette, концерн Procter & Gamble становится крупнейшим мировым игроком рынка непродовольственных потребительских товаров.


Выручка Procter & Gamble (P&G) в 2004 г. – $51,4 млрд, прибыль – $6,5 млрд. Основные брэнды – Tide, Ariel, Allways, Pampers, Pantene, Safeguard, Blendamed. В России P&G выпускает стиральные порошки и моющие средства Tide, “Миф”, Fairy. По данным ACNielsen, в первом полугодии 2004 г. P&G занимала в своих товарных категориях первое место на российском рынке. Gillette (оборот в 2003 г. – $9,25 млрд) выпускает одноименные бритвенные принадлежности, батарейки под маркой Duracell, бытовую технику Braun, зубные щетки Oral B. Располагает заводами в 15 странах мира, в том числе в России. По оценкам конкурентов, Gillette контролирует более 70% российского рынка бритвенных принадлежностей.

Согласно прозвучавшему в конце прошлой недели заявлению участников сделки, P&G выкупает 100% акций Gillette за собственные акции в соотношении 1:0,975. Сделка должна завершиться осенью, ее сумма составляет $57 млрд. После объединения компанию возглавит Алан Лэфли, один из руководителей P&G. Гендиректор Gillette Джеймс Килтс займет кресло председателя совета директоров.

“В результате слияния будет создана ведущая компания по производству потребительских товаров в мире”, — радуется Уоррен Баффетт, руководитель Berkshire Hathaway, крупнейшего акционера Gillette. Незадолго до объявления о сделке Баффетт увеличил свою долю в Gillette, купив на $600 млн акций, которые могут быть конвертированы в 11% голосующих акций новой компании.

Аналитики отмечают, что P&G особенно сильна на рынках товаров для женщин, где потеснила таких конкурентов, как Unilever, Kimberly-Clark и Colgate-Palmolive. Теперь компания приобретет бизнес ведущего производителя товаров для мужчин. Представители компаний отказались комментировать последствия сделки для российского рынка. В пресс-службе бостонской штаб-квартиры Gillette сослались на то, что детали работы будут обговариваться в процессе переговоров. В пресс-службе P&G “Ведомостям” сказали, что “рано говорить о влиянии поглощения на конкретные рынки”. “Сделка еще не одобрена регулятивными органами, и произойдет это только к осени”, — говорит специалист по связям с общественностью P&G в России Георгий Соустин. На петербургском заводе Gillette комментировать сделку отказались.

Аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов напоминает, что, когда в 1998 г. немецкая Henkel приобрела Schwarzkoph, их российские представительства стали работать “под одной крышей” спустя два года. “По своей номенклатуре P&G и Gillette не пересекаются. У P&G нет сильных брэндов в области бритвенных систем, а Gillette в этой области — № 1 в мире”, — заявил Ибрагимов. “С дистрибьюцией у P&G и Gillette никаких проблем не будет, так как обе компании работают с одними и теми же оптовиками”, — считает вице-президент маркетинговой компании “Старая крепость” Анна Дычева.



Ведомости