Камеры следят за спросом. Маркетологи изучают посетителей американских супермаркетовДжозеф Перейра К десяткам миллионов камер слежения в американских супермаркетах прибавились новые. Их задача не помогать в ловле магазинных воришек, а изучать спрос и поведение покупателей. Организации по защите прав потребителей возражают против распространения этой технологии. Камеры, размещенные в магазинах, фиксируют возраст и покупательную способность посетителей. Важно определить, насколько много среди покупателей взрослых, достойных доверия покупателей. Ритейлоры могут узнать о том, как много времени клиент провел в магазине. Система позволяет сопоставить число людей, пришедших в магазин, с количеством сделанных покупок, а облик покупателя с его затратами. Вся собранная камерами информация анализируется компьютером. Это поможет владельцам магазинов составить более полное представление о своей клиентуре. Компания ShopperTrak RCT, один из лидеров отрасли, установила в магазинах по всей Америке уже 40 000 подобных камер. Собранная ими информация поступает в единую базу данных в Чикаго. Данные, собранные в нескольких сотнях магазинов, продаются ритейлорам, банкам и аналитикам. Среди клиентов ShopperTrak Gap, Victoria's Secret и др. Представители ShopperTrak говорят, что камеры не фиксируют лица людей. Но и эта, и другие компании, оказывающие подобные услуги, не сообщают потребителям о том, что следят за ними. Большинство покупателей знают, что в магазинах установлены камеры для ловли воров, но не догадываются о том, что являются еще и объектом маркетингового исследования. При этом в камеру часто попадает и лицо, и другие части тела клиента, а иногда и его бумажник. Целью одного из подобных исследований было выяснить, держат ли покупатели карточку American Express отдельно от других. Представители компаний, подобных ShopperTrak, заявляют, что заключают с клиентами-ритейлорами соглашения о конфиденциальности. Ритейлоры настаивают на том, чтобы съемка производилась тайно иначе магазин потеряет покупателей, которым не понравится вмешательство в их личные дела. Это не устраивает организации по защите прав потребителей. Они считают, что покупатели имеют право знать, что за ними наблюдают. Владелец магазина не может поступать со мной как с подопытной морской свинкой, говорит руководитель организации Private Citizen Роберт Балмаш. Представители компаний-исследователей утверждают, что данные, записанные их камерами, уничтожаются после анализа результатов исследования. Правозащитники в это не верят. По словам Балмаша, подобные заявления невозможно проверить и сделанные когда-то записи, сохранившиеся в базах данных, могут быть использованы против клиента. Правоохранительные органы уже затребовали записи, снятые с камер слежения в некоторых магазинах. Технология, позволяющая сопоставить изображение клиента с другими данными о нем, в том числе транзакциями по кредитным картам, по словам экспертов, тоже уже существует. Несмотря на то что съемка не запрещена законом, некоторым компаниям приходится платить за нее штрафы, например Caesars Atlantic City Hotel Casino. Она была оштрафована на $80 000, когда обнаружились записи, на которых присутствовали интимные части тел посетителей и сотрудников. (WSJ, 21.12.2004, Кирилл Корюкин) Ведомости |