IBM забросит ЭВМ. Производство ПК будет продано китайцамВ минувшую пятницу газета The New York Times сообщила сенсационную новость: IBM собирается уйти с рынка персональных компьютеров (ПК). По данным газеты, IBM ведет переговоры о продаже своего производства ПК за $1-2 млрд крупнейшему производителю компьютеров в Китае компании Lenovo. Если сделка состоится, с мирового рынка ПК уйдет самый известный брэнд, а с российского дистрибуторы, сделавшие на него ставку.
Компания IBM была основана в 1911 году в штате Нью-Йорк, США, под названием CTR (Computing Tabulating Recording Company). В 1924 году сменила название на IBM (International Business Machines). В 1944 году IBM создала один из первых компьютеров "Марк-1", а в 1981-м первый персональный компьютер. В совместном рейтинге Interbrand, J.P. Chase&Co., Citigroup и Morgan Stanley брэнд IBM в 2004 году занимает третье место после Coca-Cola и Microsoft. Его оценочная стоимость равна $53,79 млрд. Оборот компании IBM в 2003 году составил $89,1 млрд, из которых 12% ($11,56 млрд) пришлось на долю подразделения по производству ПК. Сообщения о том, что IBM продаст свое производство ПК, в конце недели одновременно появились в нескольких крупнейших изданиях. Газета The New York Times со ссылкой на источники, близкие к сделке, сообщила, что IBM ведет переговоры о продаже за $1-2 млрд своего подразделения по производству ПК и ноутбуков с крупнейшим китайским производителем ПК Lenovo (бывшая Legend Group) и еще одной неназванной компанией. А издание The Wall Street Journal прямо указало, что единственным покупателем заводов может быть только Lenovo. Газеты не сообщают о судьбе самого ценного актива компании IBM ее брэнда. Однако очевидно, что Lenovo его не получит, иначе сумма сделки была бы на порядок больше. Поэтому на массовом рынке ПК с лейблом IBM после сделки уже не будет, хотя в The Financial Times, например, полагают, что поставки брэндовых ПК для своих крупнейших клиентов IBM сохранит. В IBM информацию о планирующейся сделке не подтверждают, но очевидно, что она соответствует стратегии, которую IBM осуществляет в последние годы. Компания сокращает издержки, переводя большую часть своего производства на аутсорсинг. В январе 2002 года заводы IBM по производству ПК в США и Европе были проданы калифорнийской Sanmina-SCI, а в декабре 2002-го IBM продала и свое производство жестких дисков японской компании Hitachi. "Ответственный" за эти сделки, гендиректор IBM Сэмюэль Палмизано, назначенный на этот пост в 2002 году, делает ставку на расширение сервисного бизнеса компании. В рамках этой стратегии в октябре 2002 года IBM приобрела за $3,5 млрд консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers. На то, что шаг IBM логичен, указывают и эксперты. За несколько дней до сенсационного сообщения аналитическая компания Gartner выпустила отчет, в котором говорилось, что снижение прибыли и небольшой рост продаж на рынке ПК приведут к тому, что в 2007 году из десятки ведущих производителей ПК уйдут как минимум трое. Судя по реакции рынков, первыми это могут сделать IBM и HP, акции которых упали после публикации отчета Gartner. Однако участники рынка еще не верят в то, что IBM покинет рынок ПК. "Пока рано говорить о продаже IBM своего производства ПК как о свершившемся факте, говорит директор по маркетингу дистрибуторской компании Landata Наталья Каплинская. Наличие такого бизнеса является чем-то вроде 'входного билета' на сопряженные с продажей ПК рынки например, на рынок коммуникационного или серверного оборудования. И в этом смысле стремление IBM сбыть производство ПК выглядит неоднозначно". Более ясной, по мнению госпожи Каплинской, представляется судьба так называемых монобрэндовых дистрибуторов IBM в России после ухода компании с рынка ПК. "Узкопрофильным дистрибуторам, ориентированным только на поставку продукции IBM, будет гораздо сложнее пережить это событие, чем широкопрофильным дистрибуторам, которые просто перераспределят существующий спрос на данную продукцию между другими производителями", заключает Наталья Каплинская. По данным компании Landata, сейчас в России действуют семь монобрэндовых дистрибуторов IBM и ни один из них не готов к тому, что потеряет единственного поставщика. "Пока мы не получим официального уведомления от IBM, никаких шагов предпринимать не будем, говорит представитель компании 'Вирт Текнолоджис', монобрэндового дистрибутора IBM, Екатерина Денисова. Впрочем, не факт, что какие-то последствия вообще могут быть. Так, после объединения Compaq и НР все ждали серьезных перемен, однако ничего существенного не произошло". В то же время другие производители ПК говорят, что сделка IBM с Lenovo выведет с рынка самый известный брэнд и тем самым облегчит конкурентную борьбу. "Компьютерный мир консервативен, и компании, покупавшие ПК с лейблом IBM, не станут доверять тому, кто будет выпускать пусть даже равные по качеству и производительности продукты, говорит глава российского представительства Dell Александр Чуб. Безусловно, брэнд был самой ценной составляющей ПК, выпускаемых IBM, и с уходом 'Голубого гиганта' с рынка ПК мы лишаемся серьезного соперника". КоммерсантЪ |