06.12.2004

"Русский стандарт" отстоял Platinum



Русский стандарт Cтало известно о решении Федерального института промышленной собственности (ФИПС) об аннулировании регистрации товарного знака Platinum, принадлежащего компании "ГБ Холдинг вин". Она купила этот товарный знак и потребовала от холдинга "Русский стандарт", выпускающего водку "Русский стандарт Platinum", заплатить роялти за его использование. Однако руководство холдинга платить отказалось, инициировало разбирательство в антимонопольных органах и ФИПС и одержало победу. "ГБ Холдинг" заявляет о своей готовности оспорить решение ФИПС в суде.

    Как уже писал Ъ (см. номер от 28 октября), товарный знак Platinum был зарегистрирован в 33-м классе еще в 1996 году, а два года назад был приобретен компанией "ГБ Холдинг вин". В начале этого года "ГБ Холдинг вин" потребовала, чтобы "Русский стандарт" прекратил производство водки "Русский стандарт Platinum" или платил лицензионный сбор из расчета $0,25 с литра. Исходя из объемов производства водки "Русский стандарт Platinum", речь шла о $750 тыс. в год. В конце октября комиссия Федеральной антимонопольной службы рассмотрела ситуацию вокруг этого товарного знака и признала его регистрацию актом недобросовестной конкуренции.

В пресс-центре Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС является структурным подразделением службы) ситуацию пока не комментируют. Однако в распоряжении Ъ оказалось уведомление начальника правового управления службы Валентины Орловой, направленное в адрес "ГБ Холдинг вин", об аннулировании регистрации.

Представители теперь уже бывшего правообладателя с решением ФИПС категорически не согласны. "Постановление ФИПС было принято с грубейшим нарушением закона – тайно, без уведомления владельца знака и в отсутствие представителей компании 'ГБ Холдинг Вин', и мы обязательно оспорим его в суде",– говорит представитель компании Олег Максименко.

В "Русском стандарте", наоборот, выразили полное удовлетворение решением ФИПС. По словам Игоря Косарева, гендиректора холдинга, "это обычное пиратство в интеллектуальной сфере. 'ГБ Холдинг вин' не пыталась строить брэнды с этим словом, а пыталась вымогать деньги у нескольких компаний, которые давно используют это общеупотребимое слово".

Юристы готовы поспорить с решением ФИПС. Как заявил Вадим Усков (патентное бюро "Усков и партнеры"), "это всего третий или четвертый случай на моей памяти, когда компании в споре за товарный знак обращаются к закону 'О конкуренции'": "Мнение, что слово Platinum является неохраноспособным, на мой взгляд, необоснованно". Однако в "Русском стандарте" настаивают, что слово Platinum не может обладать самостоятельной правовой охраной: оно используется в названиях различных кредитных карт, алкогольных напитков, кофе и других продуктов питания. Когда компания регистрировала "Русский стандарт Platinum", слово Platinum из защиты было исключено.

Другие производители потребительских товаров позицию "Русского стандарта" полностью разделяют. Так, по мнению Игоря Белова, гендиректора компании "Частная пивоварня Тинькофф" (выпускает пиво "Тинькофф Платиновое"), "слово Platinum на алкогольной продукции является традиционным, описательным к продукту термином, ассоциирующимся с его высочайшим качеством. По нашему убеждению, Platinum является общепринятым термином, и правовая охрана как товарному знаку ему представлена быть не может". Правда, в "Тинькофф" компания "ГБ Холдинг Вин" с претензиями не обращалась.

ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ, СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА



КоммерсантЪ