06.12.2004

Россияне стали больше пить



Михаил ХМЕЛЕВ

В ближайшие годы россияне станут пить еще больше. В основном - дорогих и крепких алкогольных напитков. Так считают эксперты международной консалтинговой компании Ernst and Young, опубликовавшей вчера обзор пищевой отрасли России. По их расчетам, за последние пять лет рынок алкогольной продукции вырос почти на треть, а в течение ближайшей пятилетки вырастет еще на 20%.

Производство алкогольных напитков - самый быстрорастущий сегмент экономики России. На алкогольные напитки россияне тратят в год около $16-17 млрд. Всего же по статистике один россиянин в пересчете на чистый спирт потребляет более 9 литров алкоголя в год. Ощутимо больше пить стали сразу после финансового кризиса 1998 года. Тогда рынок стал расти примерно на треть каждый год. Но в последние два года темпы роста продаж алкоголя в России снижались. С начала этого года объем продаж вырос на 21.7%, а по итогам пяти предыдущих лет среднегодовой рост этого рынка составил 23.8%. Но, несмотря на замедление темпов потребления алкоголя в России, в отрасли сохраняются условия для стабильного роста, как в денежном, так и в абсолютном выражении.

По мнению иностранных экспертов, потребление крепких напитков в России, например, водки, может снизиться за счет алкогольных напитков с меньшей крепостью. Тем не менее этот спад может быть частично компенсирован увеличением спроса на крепкий алкоголь премиум-класса - такие, как виски, текила, коньяк. В этом сегменте эксперты ожидают наибольшего роста потребительского спроса.

Российский потребитель все больше предпочитает покупать вместо дешевой, небрендированной продукции дорогие, но качественные напитки, считают в компании Ernst and Young, видимо исходя из исследования рынка исключительно в пределах Московской кольцевой автодороги. Кроме дорогого крепкого алкоголя, эксперты ожидают роста и в других сегментах алкогольного рынка. Несмотря на последние законодательные ограничения пивного рынка, Ernst and Young считает его по-прежнему перспективным.

Финансовые известия