Демарш к МандельсонуАмериканские торговые представители решили приостановить конфликт с Евросоюзом по государственным субсидиям самолетостроительной корпорации Airbus. Они решили дать шанс новому европейскому торговому комиссару Питеру Мандельсону до 2005 года разобраться в ситуации. Диалог американских чиновников с предшественником господина Мандельсона – Паскалем Лами – в общем-то ни к чему хорошему не привел. Спор о справедливости государственных субсидий (ЕС – в адрес Airbus, США – в адрес Boeing) продолжается уже около четырех лет. Его начала американская сторона, обеспокоенная быстрыми темпами развития Airbus в целом и в частности – утверждением программы создания двухэтажного гражданского самолета A380 вместимостью до 555 пассажиров. Правительства европейских стран согласились частично финансировать этот проект: Великобритания выделила $800 млн, Германия $880 млн и Франция $1,5 млрд. Часть средств выделили Испания и Бельгия. В целом прямые государственные капиталовложения в строительство Airbus 380 составляют $3,8 млрд – менее трети стоимости всей программы в $12 млрд. Так что формально Европа не нарушает заключенное с США в 1992 году соглашение, по которому максимальный размер господдержки разработок больших самолетов не должeн превышать 33%. Но с момента подписания этого документа расстановка сил на мировом рынке самолетостроения изменилась в пользу Airbus. В 1992 году Boeing контролировал 80% мировых продаж гражданских самолетов, но из года в год его доля неуклонно снижалась. В 2003 году объем продаж EADS вырос до 305 машин – это 52% рынка. США считают, что Airbus не добилась бы таких выдающихся результатов без денег европейских правительств и требуют от ЕС расторгнуть или изменить соглашения от 1992 года. Европейская сторона с предложениями и обвинениями американской, разумеется, не согласна и сама подозревает власти США в скрытой поддержке корпорации Boeing – за счет передачи ей военных заказов Пентагона. Этот вялотекущий обмен обвинениями весьма оживил президент Джордж Буш. В августе он побывал в штаб-квартире Boeing в Сиэтле и заявил, что намерен добиться отмены соглашения между США и ЕС. Он даже публично проинструктировал торгового представителя Роберта Зеллика примерно в таком духе: «Нужно изучить все возможные варианты, чтобы субсидирование Airbus прекратилось». Вдохновленнные своим президентом американские торговые представители провели в Брюсселе очередной и вновь безуспешный раунд переговоров с ЕС, и в конце концов 6 октября подали на европейцев жалобу во Всемирную торговую организацию. Буквально через час Евросоюз оформил ответную жалобу. По процедуре рассмотрения споров в ВТО, спорящим сторонам дается два месяца на самостоятельное разрешение конфликта, в случае неудачи, формируется специальная комиссия ВТО. 6 декабря указанный срок истекает. На этот день назначена встреча Роберта Зеллика и Питера Мандельсона. Ожидается, что на ней США объявят о решении приостановить разбирательство с Европой. Формально – из-за нового состава Еврокомиссии, и Паскаля Лами на посту комиссара по торговле сменил Питер Мандельсон. «Никто не должен сомневаться в нашем желании решить эту проблему, но мы дать время новому европейскому торговому представителю, чтобы разобраться в проблеме, – заявил высокопоставленный чиновник аппарата торгового представителя США Роберта Зеллика, – До конца текущего года мы не будем просить ВТО создать специальную комиссию для расследования нашего дела. Все переносится на 2005 год». Но вполне вероятно, что Европа и США вообще замнут свой спор о государственных субсидиях в самолетостроение и отзовут жалобы из ВТО. С одной стороны торговые отношения двух сторон заметно потеплели. ЕС решил отменить пошлины в размере $4 млрд на американские товары в следующем году. Это решение было принято после того, как президент Джордж Буш подписал законопроект, отменяющий Закон об исключении налогообложения экстратерриториальных доходов (фактически это означает субсидирование экспортирующих компаний. – «Газета.Ru»), который символизирует окончание длительного трансатлантического спора. С другой стороны выступление Джорджа Буша в Сиэтле, после которого американские торговые представители активизировали переговоры с Евросоюзом по субсидиям, могло быть просто предвыборной акцией, направленной на привлечение голосов американских самолетостроителей. Получается, что обеим конфликтующим сторонам проще прекратить спор по субсидиям в европейский и американский авиапром. Потому что сложно представить, что США пойдут на уступки ЕС, прекратив заказывать Boeing военную продукцию. А Airbus неоднократно заявлял, что намерен продолжить практику займа необходимых для развития средств у европейских правительств, в частности, на создание самолета А350, который будет конкурировать с американским Boeing 7Е7 Dreamliner. Ирина Мокроусова Газета.RU |