06.12.2004

"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве



Игорь Чувилин

Путевые листы самоидентификации советского гражданина и буржуазные пережитки времен модерна – на выставке плаката в Музее современной истории России.

В список русизмов, пополнивших неразвитые словари далеких народов, к водке, спутнику и перестройке нелишне добавить еще одно слово – «плакат». Ну разве интернациональное «постер» может описать тот феномен, чей язык десятилетиями приобретал необходимую шершавость. К тому же в области плаката, как и в потреблении сорокаградусных напитков, освоении космоса и способности менять генеральную линию, мы были впереди планеты всей. Так, во всяком случае, считает немецкий куратор выставки доктор Клаус Вашик, директор Института русской и советской культуры им. Ю. Лотмана. По его словам, ни во Франции, ни в Германии или США за весь ХХ век и близко не подошли к тому количеству плакатов, какое напечатано в России. Достоверные цифры, честно сказать, есть только у нас.

Потому что только в нашей стране существовала Ленинская библиотека, и в нее стекались обязательные отпечатки всей бумажной наглядной агитации. Набралось 400 тысяч экземпляров. Правда, собирать начали еще с 1861 года – в только что открытый Румянцевский музей императорским указом точно так же слали всю ее ненаглядную. Реклама «Паровой фабрики конфектъ, шоколада и какао», благотворительного базара кукол и загадочный плакат «Ночные блины» – это только цветочки. Самое интересное началось после революции. «Социализм такой же товар, как и мыло», - заявляет Клаус Вашик.

А Нина Бабурина, со-куратор с российской стороны, поясняет, что плакат любит катаклизмы и перемены, сейчас в России он никому не нужен, а вот на Украине наверняка произойдет всплеск наглядной агитации. Да что там произойдет: недавно в городе Истра Московской области довелось видеть перетяжку «Наш президент – Янукович». Сердце екнуло. А если кто политически безграмотный прочтет? В былые годы за такое… Одна надежда на программу «Время» - наглядно успокоит и разъяснит, кто чей президент. А то ведь на плакате 1920 года ясно написано «Неграмотный – тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья».

В те времена вообще с визуальной коммуникацией было налажено. Потерял себя в жизни – только глянь вокруг. «Иди, товарищ, к нам в колхоз», - зовут с плаката Кораблевой 1930 года, «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником – обязан», - наглядно демонстрирует Дейнека в 1933-м. «Книги по всем отраслям знания – в Ленгизе», по-конструктивистски артикулирует Родченко. А если гедонистических удовольствий в жизни не хватает, выход прост – «Сирень. Одеколон и духи сильного запаха», - предлагает румяная девица с плаката Побединского. Кому сказать «спасибо» за счастливое детство, тоже подскажут со стены.

Во всех дореволюционных опусах и путевых листах идентификации советского гражданина тринадцать лет разбирались российско-немецкие исследователи. Результатом стал увесистый фолиант «Реальность утопии. Искусство русского плаката ХХ века» на русском и немецком языках, одноименный DVD и каталог выставки, которая побывала в Эссене, а теперь ютится в залах бывшего Музея революции. Про выставку по-другому не скажешь – после умопомрачительных цифр (400 тысяч плакатов – это же представить себе трудно, это, мягко выражаясь, до фига), после многолетней работы, выявившей более тысячи художников, работавших в плакате, и участия «Северстали» в качестве спонсора экспозиции, ее загнали в крохотные залы, где 70 плакатов скороговоркой шершавят себе под нос что-то об истории самой плакатной страны в мире.

Сейчас, когда с помощью сообразительных тиражистов любой желающий может подарить словоохотливой подруге или повесить на стенку в офисе лаконичный шедевр «Не болтай» или даже санитарно-гигиенический «Позаботилась ли ты о грудях?», делать такую выставку несоразмерно, как в море кипятку подливать. Хотя имена представлены громкие – Бакст, Кустодиев, Черемных, Моор, Маяковский, Родченко, Клуцис, Дейнека, Тоидзе, Корецкий и прочие, и встречаются редкие по концентрации ощущения времени экземпляры, вроде «Искореним шпионов и диверсантов, троцкистско-бухаринских агентов фашизма» 1937 года. Заканчивается все попытками 1990-х достигнуть агитпроп-накала легендарных времен. Потерявшимся в жизни и политически безграмотным хватит.

"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


"Позаботилась ли ты о грудях?" Выставка плаката в Москве


Музей современной истории России. Тверская ул., 21. «Реальность утопии. Искусство русского плаката ХХ века», до 26 декабря.

Газета.RU