01.12.2004

Компенсация от Citigroup. Банк заплатит обманутым японским клиентам



Дэвид Айбисон
Барни Джопсон

Вчера японские парламентарии выслушивали объяснения Дугласа Питерсона, возглавляющего операции Citigroup в Японии, который извинялся за массовые нарушения в местном подразделении частных банковских услуг. Клиенты, потерявшие деньги, могут даже рассчитывать на компенсацию со стороны Citigroup. Но вот найти новый банк, заинтересованный в работе с ними, им будет непросто.


17 сентября японское Агентство по финансовым услугам (FSA) отозвало лицензию Citibank N.A., местного подразделения Citigroup по работе с богатыми клиентами. Его сотрудники вводили клиентов в заблуждение относительно рисков, связанных с инвестиционными продуктами, ставили покупку определенных инструментов условием предоставления кредитов, не блокировали проведение операций, выглядевших как отмывание денег. На полученные в Citibank N.A. кредиты некоторые клиенты проводили операции по манипулированию акциями и др. Подразделение должно прекратить работу к 30 сентября 2005 г.

Выступая перед членами финансового комитета японского парламента, постоянно извиняясь за нарушения, Питерсон признал: “[В банке] поощрялась политика агрессивных продаж, а на правила не обращали внимания, хотя проводившие эту политику знали об их существовании. Мы признаем, что в нашей организации с недостаточным уважением относились к правилам регулятора и внутреннего контроля”.

Питерсон сообщил комитету, что сейчас в Citigroup работают 100 экспертов, расследующих каждую операцию за последние три года, совершенную более чем 10 000 клиентами банка, в числе которых были самые богатые и влиятельные люди в Японии. “Мы будем сообщать о любых выявленных нарушениях, проверим портфель каждого клиента”, — сказал Питерсон, добавив, что при необходимости Citigroup выплатит клиентам компенсацию. Размер возможной компенсации пока не определен, но, по мнению участников рынка, сложная структура некоторых банковских продуктов не позволит Citigroup рассчитаться с клиентами без существенных затрат.

Citigroup была безусловным лидером по обслуживанию богатых клиентов на банковском рынке Японии, поэтому для ее конкурентов — 34 иностранных и японских банков, в числе которых HSBC и Shinsei Bank, закрытие подразделения Citigroup означает возможность заново поделить этот рынок. Однако не многие из них начали охоту за клиентами Citigroup, поскольку рынок этот считается молодым, обслуживающим небольшое число клиентов, к тому же для банков не очень интересных.

Мотоясу Юкава, директор и генеральный менеджер Pictet Financial Management Consultants, токийского отделения частного швейцарского банка, говорит, что некоторые клиенты Citigroup пытались с ним связаться. Но, жалуется он, почти две трети из них хотели бы получить экзотические банковские продукты со сложной структурой, использование которых и привлекло к Citigroup внимание FSA. “Клиенты очень агрессивны, хотя они уже должны были бы чему-то научиться”, — говорит он. Руководитель еще одного частного иностранного банка, работающего в Японии, отмечает, что продукты, продаваемые Citigroup, не относились к традиционным: “Работа с богатыми клиентами обычно консервативна, поскольку ее целью является не получение высокой прибыли, а сохранение сбережений клиентов”.

В последние годы Credit Suisse, Goldman Sachs и Morgan Stanley сократили объем операций подразделений, работающих с богатыми клиентами, а UBS и Merrill Lynch даже закрывали подобные подразделения, но впоследствии возобновили их работу. Многие клиенты не доверяют иностранным банкам. Один из них, вспоминает Юкава, так отзывался о них: “Они постоянно открываются и закрываются и никогда не думают о клиентах”.

По оценке Юкавы, около 300 000 японцев, имеющих более $5 млн, могли бы воспользоваться частными банковскими услугами, однако сейчас это делают лишь 50 000. (FT, 30.11-1.12.2004, Татьяна Бочкарева)



Ведомости