Бизнес не хочет чужую тележкуВ отношениях бизнеса и власти наметился очередной перелом, показал прошедший во вторник международный конгресс «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство». Бизнес хотел бы от власти гарантий, что ему не придется решать задачи, традиционно относящиеся к сфере государственных интересов. Прошедший недавно ХIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) как только ни называли – «тихий съезд», «съезд смирившихся», «съезд покоренных». Но оказалось, что бизнес не намерен так просто сдавать позиции. Стоило президенту Путину во время съезда дать слабину – особенных возражений на звучавшую в адрес правительства критику со стороны бизнеса от президента не последовало, – как бизнес снова поднял голову. Состоявшийся во вторник Международный конгресс «Государство и бизнес: социально ответственное партнерство», организованный общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», явно отдавал диссидентщиной. Воспользовавшись тем, что правительство на конгрессе было представлено «мирными» руководителем агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким и советником премьер-министра Михаилом Филлиповым, бизнесмены откровенно высказались о наболевшем. Оказалось, что стремление государства сделать бизнес социально ответственным не вызывает у бизнеса энтузиазма. Сам бизнес себя никому обязанным не считает. «Бизнес сегодня ничего никому не должен», – так и сказал сопредседатель «Деловой России» Владимир Головнев, ведущий заседание конгресса. Все участники конгресса согласились, что словосочетание «социальная ответственность бизнеса» в качестве характеристики взаимоотношений государства и бизнеса безнадежно устарело и его надо заменить на менее обязывающее слово – «партнерство». Социальную ответственность бизнеса нужно переводить в плоскость социального партнерства бизнеса, власти и общества в целом, пояснил председатель координационного совета предпринимательских организаций России Александр Шохин. Шохин подчеркнул, что прошло время, когда взаимоотношения власти и бизнеса строились по принципу «делиться надо». Правда, само государство, похоже, так не считает. Об этом свидетельствует новое изобретение правительства – частно-государственное партнерство. С помощью этого механизма оно рассчитывает решить многие крупные проблемы – построить дороги, порты, наладить связь в отдаленных регионах. На вторничном конгрессе бизнес в лице Шохина четко заявил – решать традиционно государственные задачи он не намерен: «Бизнес не будет решать задачи государства. Речь идет о другом: бизнес, оставаясь бизнесом, должен участвовать в решении социальных проблем». Например, пояснил Шохин, пойти на послабления для организаций, занимающихся филантропической деятельностью, а также создать привлекательные условия для бизнеса в тех отраслях, где государство нуждается в частных инвестициях – связи, строительстве инфраструктурных объектов. Пока же, по оценке предпринимателей, сдвигов в создании благоприятных условий для бизнеса не наблюдается. «Административная рента» по-прежнему составляет больше 10% общих расходов компаний. Налоговая нагрузка, несмотря на сокращение ставок, не уменьшается, а даже наоборот – растет: за счет ужесточения администрирования. Пока правительство помалкивает о бонусах, которые может получить бизнес за участие в проектах в рамках частно-государственного партнерства. Да и сами проекты еще не ясны. На данном этапе, считают эксперты, инициатива правительства может обернуться банальным воровством. По мнению Юрия Данилова из Высшей школы экономики, участие государства в проектах частно-государственного партнерства должно ограничиваться созданием условий для прихода капиталов в нужные отрасли и защитой прав собственности. Как отметил на заседании конгресса заместитель начальника управления администрации президента по внутренней политике Андрей Бусыгин, «государство должно тянуть свою тележку, а бизнес свою». А благотворительностью, отметил председатель «Деловой России» Борис Титов, могут и чиновники заниматься, «которые у нас тоже зачастую не бедные». Ирина Алешина Газета.RU |