Депутатам разонравилось безалкогольное пиво. Его тоже запретили пить на улицеДепутаты Госдумы практически единогласно проголосовали за новую редакцию закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе". По сравнению с предыдущей версией ряд положений закона, отклоненного несколько недель назад Советом федерации, ужесточены и дополнены. В частности, под запрет попало употребление на улице безалкогольного пива. А с принятием поправок в Кодекс об административных правонарушениях, о которых вчера же договорились депутаты, компанию пиву составят и слабоалкогольные коктейли.
Проект федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе" предполагает запрет розничной продажи пива и его производных в детских, образовательных, медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним. Кроме того, закон запрещает распитие пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте и других общественных местах, за исключением мест общепита, в которых разрешена продажа пива, а также мест розничной продажи пива в розлив. В начале ноября законопроект был отклонен Советом федерации: сенаторы прислушались к мнению правительства, утверждавшего, что ряд положений документа являются юридически несостоятельными (см. Ъ от 11 ноября). Доработать законопроект было поручено согласительной комиссии, которая была сформирована Госдумой и СФ. Казалось, что теперь пивоварам удастся смягчить некоторые положения закона, однако получилось наоборот. В частности, в новом законопроекте расширен перечень мест, где нельзя было распивать пиво; его запретили пить в городском транспорте и в пригородных электричках. Попало под запрет и безалкогольное пиво. Наконец, в первом варианте предусматривалось, что закон вступит в силу 1 апреля 2005 года. Вчера депутаты исправили и этот пункт в новой редакции закон вступает в силу через 30 дней со дня опубликования. Кроме того, депутаты договорились внести до Нового года изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы 1 МРОТ (100 рублей) за распитие на свежем воздухе пива и слабоалкогольных коктейлей (они по международной и российской классификациям являются алкогольными напитками, однако КоАП их употребление на улице до сих пор не преследовал). "Мы решили, что примем поправки к кодексу, в которых перечисляются все запрещенные напитки, говорит заместитель председателя комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский. Уверен, что успеем до вступления закона в силу". Теперь законопроект снова поступит в СФ. Теоретически вчерашнее решение депутатов не оставляет пивоварам шансов при прохождении документа через верхнюю палату парламента. Однако можно вспомнить, что накануне предыдущего голосования в Совете федерации судьба законопроекта также считалась предрешенной, но в результате большинством голосов сенаторы отклонили документ. Наблюдатели объясняют такое противоречивое поведение сенаторов тем, что, исчерпав лоббистские возможности в Госдуме, пивовары сконцентрировали свои усилия на сенаторах. Об этом, например, говорил депутат Владимир Жириновский, заявивший на пленарном заседании Госдумы: "Я уверен, что этот закон не вступит в силу". А депутат Виктор Семенов уверен, что против законопроекта вновь выступит правительство. Не берутся прогнозировать исход голосования в Совете федерации и его члены. "Наш комитет выступает за принятие закона, заявил в беседе с корреспондентом Ъ заместитель председателя комитета СФ по экономполитике Владимир Гусев. Однако как решат сенаторы, я сказать не могу". Пивовары же вчера по традиции критиковали действия законодателей. "Депутаты занимаются подменой понятий, считает вице-президент Heineken-Россия Виктор Пятко. В случае принятия закона пострадают люди, которые не могут позволить себе выпить кружку пива в кафе. Их будут штрафовать милиционеры. У нас же снижение продаж произойдет только на какое-то время". Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прокомментировала ряд положений закона "О рекламе". В частности, пивоваров интересовало, может ли пивоваренная компания, имеющая в своем фирменном наименовании слово "пиво" (например, "Амур-пиво", "Брянскпиво"), размещать название компании на тех мероприятиях, спонсором которых является. По мнению ФАС, поскольку требования федерального закона "О рекламе" ограничивают только рекламу пива, то на рекламу юридических лиц производителей пива данные требования не распространяются. Между тем из содержания рекламы должно очевидно следовать, что в данном случае рекламируется именно юридическое лицо. КоммерсантЪ |