26.11.2004
ЛУКОЙЛ

"ЛУКОЙЛ" подружится с Чавесом. Это обойдется компании в $1млрд



Родион Левинский
Александр Тутушкин

Сегодня “ЛУКОЙЛ” и венесуэльская госкомпания PDVSA подпишут меморандум о добыче нефти и газа в Венесуэле. Сам “ЛУКОЙЛ” оценивает свои будущие инвестиции в южноамериканскую страну в $1 млрд. А эксперты скептически отзываются об этом проекте.


Венесуэла входит в десятку крупнейших производителей нефти в мире, ее доказанные запасы составляют 322 млрд баррелей, из которых более 70% приходится на тяжелую нефть. Запасы газа оцениваются в 4,15 трлн куб. м. Страна является членом ОПЕК, ее суточная квота на добычу – 2,934 млн баррелей. В прошлом году в Венесуэле добыто 153 млн т нефти и 29,4 млрд куб. м газа.

Подписание меморандума приурочено к визиту в Россию президента Венесуэлы Уго Чавеса, в переговорах которого с Владимиром Путиным важное место, как ожидается, займет тема сотрудничества в нефтегазовой сфере.

“ЛУКОЙЛ” во взаимоотношениях с венесуэльской стороной представляет его 100%-ная “дочка”, оператор зарубежных проектов “ЛУКОЙЛ Оверсиз”. Президент этой компании Андрей Кузяев рассказал вчера журналистам, что для реализации нефтегазовых проектов в Венесуэле стороны планируют создать совместное предприятие. По его словам, распределение долей в нем будет соответствовать законодательству Венесуэлы, согласно которому в нефтяных проектах государство должно иметь не менее 51%, а в газовых иностранные инвесторы могут владеть и 100%. По словам Кузяева, перечень месторождений, на которых сможет работать СП, еще уточняется и станет известен по итогам подписания меморандума. Ранее он заявлял, что инвестиции в Венесуэле со стороны “ЛУКОЙЛа” могут достигнуть $1 млрд.

Более конкретно обрисовал возможные будущие проекты менеджер по стратегическим ассоциациям PDVSA Эулогио дель Пино. В своем выступлении на семинаре он сказал, что Венесуэла хотела бы сотрудничать с Россией в разработке шельфовых газовых месторождений в Венесуэльском заливе. Их запасы оцениваются в 24 трлн куб. футов (680 млрд куб. м). Также дель Пино рассказал, что с учетом последних данных геологоразведки о запасах сверхтяжелой нефти в так называемом “поясе Ориноко” Венесуэла может стать страной с самыми крупными запасами нефти. В 2003 г. только в рамках одного из четырех проектов там было добыто 22,5 млн т нефти. По трем остальным проектам в этом регионе — “Амака”, “Суата” и “Мачете” — добыча не ведется. И дель Пино выразил надежду на то, что российская сторона сделает инвестиции в развитие производства в этом регионе.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что на данном этапе венесуэльские амбиции “ЛУКОЙЛа” в большей мере носят политический характер, чем экономический. “Компания выступает в традиционной для себя роли инструмента государственной политики, направленной на сближение с теми или иными странами”, — говорит эксперт. По его мнению, скорого заключения контрактов ожидать не следует, поскольку у “ЛУКОЙЛа” нет опыта ни в морской газодобыче, ни в работе с тяжелыми нефтями. Если же контракты и будут заключены, то, скорее всего, они будут небольшими. Нестеров также отмечает неблагоприятную для бизнеса налоговую систему Венесуэлы: плата за недра (роялти) недавно была повышена с 16% до 30%, а налог на прибыль составляет 50%. “Так что высоких прибылей в этой стране ожидать не следует”, — заключает эксперт.

По словам Льва Сныкова из “Совлинк Секьюритиз”, этот проект привлекателен для “ЛУКОЙЛа” прежде всего тем, что расположен рядом с североамериканским рынком, на котором “ЛУКОЙЛ” уже занимается downstream, и с точки зрения логистики это очень выгодно. Однако, по мнению аналитика, есть и другая сторона медали: “Венесуэла — страна с очень высокими политическими рисками, что и показали события конца 2002 — начала 2003 г.”. В связи с этим, полагает Сныков, Венесуэла должна будет предоставить “ЛУКОЙЛу” определенные льготы, которые хотя бы частично компенсировали существующие риски.



Ведомости