26.11.2004

Молодые британцы в возрасте. Видео и фото Сэм Тэйлор-Вуд



МИХАИЛА РАЗУВАЕВА
Фото: МИХАИЛА РАЗУВАЕВА
Мысль художницы Сэм Тэйлор-Вуд витает так же высоко, как она сама на своих фотографиях

В Русском музее открылась выставка Сэм Тэйлор-Вуд, одной из самых ярких звезд британского современного искусства. В прошлом году здесь выставляли и других звезд – самого Дэмиена Херста и Марка Воллинджера, в будущем покажут братьев Чэпменов. Фотографии и видео повзрослевшей "молодой британской художницы" рассматривала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

По инерции их, которым теперь уже под, а то и за сорок, все еще зовут "молодыми британцами". Ждут эпатажа, благодаря которому студенты и выпускники лондонского Голдсмит-колледжа с Дэмиеном Херстом во главе попали в поле зрения великого коллекционера Чарльза Саатчи, раскрутившего брэнд YBA (Young British Artists), и напугали весь мир, а в особенности Нью-Йорк провокационной выставкой "Sensation". Только панковский щеночек с голым ушастым черепом вместо головы на тишотке – это все, что осталось у милейшей Сэм Тэйлор-Вуд от образа оторвы в спущенных штанах с известным английским словом из четырех букв на футболке, то есть от аморального и социально опасного элемента, какими привыкли видеть YBA читатели таблоидов.

Впрочем, она и раньше была несколько в стороне от остальных "молодых", еще в колледже попав в поле зрения своего будущего мужа и будущего владельца культовой галереи White Cube Джея Джоплина, который стал ее персональным куратором. К их взаимной выгоде: она – "принцесса брит-арта", "самый многообещающий художник" на Венецианской биеннале в 1997-м, номинантка на престижнейшую Turner Prize в 1998-м, он – в сотне "самых влиятельных людей в мире искусства" по рейтингу опять же британского журнала ArtReview за этот год. Как раз из White Cube и привезли в Петербург самые свежие работы Сэм Тэйлор-Вуд.

Она часто говорит, что хотела бы быть кинорежиссером, что собирает коллекцию человеческих эмоций. Во всяком случае выставка в Михайловском замке срежиссирована как один большой фильм, сентиментальное путешествие, в ходе которого зритель, как говорят в рекламе, "испытает сложную гамму чувств".

Сразу при входе – "Плачущие", иконостас из снимков голливудских знаменитостей. На больших цветных и черно-белых фотографиях рыдают, всхлипывают и просто тихо скорбят иконы экранной мужественности: Пол Ньюмен, Лоренс Фишборн, Шон Пенн, Рэй Уинстон, Дастин Хоффман – всего два десятка "лиц с обложек". Как объясняет художница, все модели были застигнуты врасплох предложением всплакнуть перед камерой, поначалу наотрез отказывались, и тогда ей пришлось применять "убеждение, устрашение, даже эмоциональный шантаж". Чтобы в результате получилось это восхитительно красивое и загадочное ретабло, повергающее публику в полное недоумение. Всерьез ли залились слезами богатые и знаменитые? И тогда не лучше ли нам выйти? Играют ли? И тогда, пожалуй, можно досмотреть до конца. И уж не плачет ли Тим Рот по тебе? Как реагировать на следующую видеоикону – четырехминутное "Вознесение", где над распростертым на полу телом бесстрастно отплясывает чечетку господин в костюме с белым голубком на голове, и когда голубок улетает, танцор тоже сбегает из кадра? Видеть здесь аллегорию смерти, Каина и Авеля, святую Троицу или просто удачный рекламный ролик, в титрах которого может быть написано что угодно, хоть "Современное британское искусство – самое крутое в мире"?

Эта странная неопределенность, подвешенность между землей и небом, между ангелом и бесом выражается буквально, в любимом приеме художницы – подвесить на веревочках, которые потом с помощью компьютерных фокусов можно будет "стереть" с кадра, своих фотомоделей. На фотографиях из серии "Self-Portraits Suspended" она сама парит между полом и потолком своей студии, стараясь принять классические – вот, кажется, что-то тициановское вышло – позы. В "Падающих" то же самое проделывают в дворцовых интерьерах обнаженные по пояс статисты, изображая не то низверженных икаров, не то купидонов, "выпадающих" из барочных плафонов прямо на благородное собрание внизу, не то застывшего в боевом прыжке Джеки Чана. Наконец, в зачаровывающем десятиминутном видео "Strings" над расположившимся в буфете Королевской оперы струнным квартетом, играющим Чайковского, выделывает в воздухе балетные па ковент-гарденский премьер Иван Путров, вызывая в памяти некий смутный образ чего-то возвышенного из живописи старых мастеров. Так что "струны" в названии – это и струнный квартет, и струны-тросы, на которых подвешен танцовщик, и тончайшие струны души, на которых играет художница, погружая зрителя в медитативную невесомость.

Финальный эпизод этого эстетского и попсового одновременно фильма – видео "Натюрморт": за три минуты груши и персики, аккуратненько, совсем как у малых голландцев, выложенные горкой на тарелочке, покроются плесенью, сгниют, превратятся в омерзительную органическую руину, совсем как у Питера Гринуэя в "Зед и два нуля". Чтобы так деликатно и ненавязчиво, в лучших традициях английского черного юмора напомнить зрителю о том, что не зря, наверное, плачет Тим Рот в первом зале выставки.




Сэм Тэйлор-Вуд: в Британии возмущаются тем, что я использую знаменитостей

Перед открытием своей первой выставки в России СЭМ ТЕЙЛОР ВУД ответила на вопросы АННЫ Ъ-ТОЛСТОВОЙ.

– В России ваше имя ассоциируется с "молодыми британскими художниками", с выставкой Sensation. Можете ли вы объяснить, что помимо ауры скандала объединяет "молодых британских художников" в одно художественное поколение?

– Этот термин придумала пресса. Единственное, чем мы были схожи,– так это тем, что действительно были молоды и были британцами. И еще, как вы говорите, аурой скандала... Нас объединяет только то, что мы появились в одно время. Потому что творчество, идеи у всех были очень разные. Мы становимся старше, и со временем, я надеюсь, наконец потеряем титул "молодых британских художников".

– Ваши образы длятся во времени: видео, фотографии, которые выглядят как кадры из кинофильмов. Почему вам так важна временная протяженность?

– Ну, некоторые мои работы – это что-то вроде зеркального отражения образов кино. Мне интересно то, каким образом наша жизнь рассказывается нам. Я стараюсь как бы вернуться к каким-то ее моментам, рассмотреть их в деталях. Я выбираю моменты, которые обычно подаются нам как бы походя, и растягиваю их как можно надольше, чтобы внимательно исследовать.

– В Петербурге существует своеобразный культ таких британских режиссеров, как Дерек Джармен или Питер Гринуэй, и ваши работы обязательно будут сравнивать с их фильмами. Их творчество действительно на вас повлияло?

– Да. Я всегда была большой фанаткой Дерека Джармена: его фильмы, он сам, все, что с ним связано, меня просто очаровывало. Потому что, учась в колледже, я всегда хотела быть кинорежиссером, а Дерек Джармен, режиссер и художник, делал именно то, что хотела бы делать и я. Он оказал на меня огромное влияние. Да и, пожалуй, фильм Питера Гринуэя "Зед и два нуля" сильно повлиял на меня в юности.

– Но сейчас вы как раз работаете как режиссер – над фильмом "Иерусалим" о художнике Уильяме Блейке.

– Я всегда хотела делать кино и много раз пыталась, но все никак не могла найти то, что бы меня по-настоящему захватило. Знаете, я очень люблю сам процесс создания произведений, но, к сожалению, работа заканчивается так быстро. Поэтому снимать фильм, я думаю, будет здорово – это даст мне гораздо больше времени. Но, главное, меня привлекает перспектива работать с актером Рэем Уинстоном, который сыграет Блейка. Это была его идея снять фильм про Блейка. Вначале я не слишком интересовалась Блейком как художником, но теперь, по мере того как знакомлюсь с его творчеством, он все более интересует меня как человек.

– В вашем искусстве, как и в искусстве Блейка, важны религиозные темы и образы – вас это привлекло?

– Да, именно. Его творчество глубоко духовно. И сейчас чем больше я думаю над фильмом, тем больше понимаю, что у нас с ним много общих тем.

– В России современные художники, использующие канонические религиозные образы, нередко оказываются жертвами церковного или даже уголовного преследования. У вас бывали подобные проблемы?

– Это зависит от страны. В Новой Зеландии и Америке у меня возникли очень большие проблемы. Это забавно, что в разных странах люди так по-разному реагируют. В Новой Зеландии были задеты религиозным содержанием моих работ, в Америке – наготой, в Британии возмущаются тем, что я использую знаменитостей. У всех свои проблемы.




КоммерсантЪ