Железнодорожники введут портовый сбор, увеличив стоимость перевозки экспортных грузовКак стало известно Ъ, к концу декабря ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) планирует увеличить стоимость перевозки экспортных грузов в порты на 12%. Заявка об этом уже подана в Федеральную службу по тарифам. Пойти на резкий рост тарифов компанию заставила перегруженность портов на подходах к ним уже застряли 234 состава. Впрочем, портовики уверяют, что РЖД завышают реальную величину простоя более чем в шесть раз. За 10 месяцев 2004 года РЖД перевезли в порты и из портов 138 млн т грузов (на 25% больше, чем в 2003 году). Объемы выросли после того, как в 2003 году цены перевозок через порты (192 коп./10 т-км) стали резко ниже, чем через сухопутные переходы (390 коп./10 т-км). В итоге экспортный поток через порты увеличился на 28% (через сухопутные переходы всего на 0,1%). Теперь РЖД доставляют в них 39% всех внешнеторговых грузов (в 2003 году 25%). По оценкам РЖД, увеличение грузопотока в порты уже привела к выпадению 5 млрд руб. из доходов компании. Как уверяют в РЖД, в 2004 году ни один порт не выполнял взятых обязательств по выгрузке. Компании пришлось отклонить заявки по перевозке грузов в целом на 13 млн т, в итоге она потеряла 1,677 млрд руб. В ноябре же ситуация резко ухудшилась. Как рассказал Ъ первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров, при норме отгрузки 4938 вагонов в сутки реально порты выгружают в среднем 4623 вагона, причем 21 ноября недобор нормы составил уже 620 вагонов. К 25 ноября не разгружено 7,2 тыс. вагонов. Хуже всего пришлось Октябрьской железной дороге, где застряло 80 поездов. Еще 39 составов перекинули на Северную дорогу, чтобы не мешать движению пассажирских поездов, 16 составов стоит в Литве, 8 в Белоруссии, в целом 234 поезда. В результате РЖД начали активно вводить конвенционные запрещения на отправку грузов в порты. "Мы принимаем заявки строго в соответствии с планами портов, поясняет господин Зябиров. Но стивидоры ведут себя странно. Вот 'Петролеспорт' (г. Санкт-Петербург Ъ) объявил о неограниченном приеме вагонов с металлоломом, и ему отгрузили более 2 тыс. вагонов. Сейчас из них 1,5 тыс. стоят, и нам 15 ноября пришлось ввести конвенцию с неограниченным сроком". Не отправляются нефтяные грузы в Мурманский морской торговый порт, руда и чугун в Новороссийск, уголь в Ейск и Туапсе, металл в Морской порт Санкт-Петербурга, остановлена отгрузка в Калининград. На декабрь 2004 года грузоотправители предъявили к перевозке на экспорт через порты 14,7 млн т. Однако РЖД по согласованию с Минтрансом решили снимать с отгрузки 124 вагона в сутки (241 тыс. т грузов). При этом в компании все равно опасаются, что избыток неразгруженных составов парализует работу сети в рождественский пик перевозок. "Вводятся дополнительные пассажирские поезда, 30-31 декабря мы пустим 500 составов, уточняет господин Зябиров. Если при этом в простое окажутся более 400 грузовых поездов, возможны серьезные нарушения в графике движения пассажирских. А ведь в начале января все порты закрываются и грузы не обрабатывают. Сейчас мы пытаемся уговорить их поработать без новогодних каникул". По словам вице-президента РЖД, порты объясняют простои плохой погодой и проблемами с флотом. "Но разве они не знали, что в море бывает шторм, уголь и мазут в ноябре могут замерзнуть, а навигация встать?" возмущается господин Зябиров. Руководство портов считает реакцию РЖД неадекватной. "Сложности с простоем наблюдаются лишь в перевозках нефтяных грузов, заявил Ъ глава московского представительства Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Давыденко. Скопление вагонов на подходах к Калининграду, Туапсе, Мурманску вызвано именно сбоями в работе с нефтяными грузами, хотя это и осложняет подвод других вагонов. В целом портовый комплекс работает в нормальном режиме". По данным АСОП, выгрузка сухих грузов идет по факту подачи подвижного состава. "Простаивают всего 37 поездов (2240 вагонов), из них 17 обслуживаются в Новороссийске без помещения груза на склад. Оставшиеся 20 поездов стоят из-за плохих погодных условий, подсчитывает господин Давыденко. Емкости складов портов превышают наличные объемы грузов. И мы готовы выполнить все заявки на перевалку в декабре". Кстати, грузоотправители проблем также не наблюдают. В "Северстали" (экспортирует металл через порт Санкт-Петербурга) уверяют, что отправки идут нормально. То же самое заявляют НК ЛУКОЙЛ и Сибирско-уральская угольная компания (СУЭК). Хотя СУЭК уже беспокоит введение ограничений отгрузки в порты в декабре. По мнению АСОП, для предупреждения вагонных пробок нужна лишь оперативная координация грузопотока между портами и РЖД. Однако в РЖД считают это недостаточным компания собирается ликвидировать тарифный разрыв между отправками в порты и на сухопутные погранпереходы. На этот год для РЖД установлен лимит повышения тарифов на 8,5%. Однако компания нашла способ превысить его цены для сухопутных переходов останутся неизменными, а для портов увеличатся на 12%. По словам Хасяна Зябирова, схему одобрил МЭРТ, заявка уже направлена в ФСТ. Ввести новые тарифы РЖД рассчитывают в 20-х числах декабря. "А в 2005 году тарифы нужно увеличить на 50%, добавляет господин Зябиров. Цены в иностранных портах ниже, чем у нас, и суммарно для грузоотправителей рост будет меньше". Ъ будет следить за развитием событий. Со среды в Финском заливе началась зимняя навигация. Зимнюю проводку судов в порты Ленинградской области будут обеспечивать 11 ледоколов, из которых три ФГУП "Росморпорт" арендовало у Северного и Дальневосточного морских пароходств. При этом лишь один, "Адмирал Макаров", будет обслуживать нефтяной терминал в Приморске. В прошлом году проводкой судов занимались 9 ледоколов, но их не хватало, хотя зима была теплой. О нехватке ледоколов и возможности ограничения по этой причине доступа танкеров в Приморск в октябре говорил на морском совете при горадминистрации глава Федеральной службы по морскому и речному транспорту Вячеслав Рукша. По данным "Росморпорта", за январьапрель 2004 года объем российских грузовых перевозок по Финскому заливу составил около 60 млн тонн, всего в прошлогоднюю зиму ледоколы провели свыше 3 тыс. сухогрузов и танкеров. Нынешней зимой грузопоток будет больше: порт Приморск (конечная точка Балтийской трубопроводной системы) к февралю 2005 года планирует переваливать 53 млн тонн нефти в год, а нефтетерминал ЛУКОЙЛа в Высоцке, который начал работать в мае, планирует до конца года отгрузить около 1,5 млн. тонн. Отметим, что в зимнюю навигацию МАП вводит ограничения по типам танкеров, которым разрешен доступ в Приморск. В зависимости от толщины льда МАП будет вводить ограничения для судов низкого ледового класса как правило не ниже 1В по шведской классификации (LU3 по российской). Но этот приказ капитана порта можно обойти, получив в ЛенморНИИпроекте заключение, на основании которого выдается разовое разрешение на заход судна в порт. Впрочем, в морской администрации порта Санкт-Петербурга (МАП) надеются, что отгрузка нефти этой зимой будет идти без сбоев. "ЛУКОЙЛ и 'Транснефть' при необходимости обеспечат столько ледоколов, сколько нужно", говорит руководитель отдела общественных связей МАП Евгений Поспелов. КоммерсантЪ |