18.11.2004

Ключи от города. Кто контролирует финансовые потоки столицы



Москва – это не просто город и столица большой страны, это еще и большой бизнес. О деньгах, которые здесь крутятся, с придыханием говорят не только в провинции, но и за границей. Поэтому московские чиновники, хочется им того или нет, не просто хозяйственники, они – бизнесмены.

Только московский бюджет оперирует цифрами с девятью нулями. А ведь есть еще рынки – строительный, розничный, земельный, имущественный, с суммарным оборотом, исчисляющимся уже в десятках миллиардов долларов... И на каждом из них у города – свои интересы. Сегодня мы решили рассказать о том, кто и как их защищает.

Ключевая фигура – первый заместитель Лужкова Юрий Росляк. Еще недавно Росляк занимался в основном стратегическим планированием и формированием общих принципов экономической политики мэрии. Но после декабрьских выбров все изменилось. Лужков усилил политический вес Росляка, передав в его подчинение наиболее «доходные» департаменты и комитеты. В наследство от Толкачева, отправленного в почетную ссылку в Совет Федераций, Росляку достались Москомзем (почти сразу ставший департаментом) и Департамент имущества. От Шанцева – надзор за тендерами и аукционами. Кроме того, под его началом остались профильные департаменты – экономического развития и финансов, а также Москомзайм и лицензионная палата. В общей сложности Юрий Росляк через подчиненные ему ведомства контролирует 2/3 финансовых потоков в столице, по сути являясь самым влиятельным после Лужкова человеком в иерархии московской власти.

Формированием бюджета и текущим распределением городских средств непосредственно занимается глава Департамента финансов Юрий Коростелев. Вот уже несколько лет подряд бюджет города Москвы остается дефицитным, и разница между доходной и расходной частью медленно, но верно увеличивается. Впрочем, в правительстве Москвы трагедии из этого пока не делают. «По Бюджетному кодексу расходы могут превышать доходы на 15%, а у нас только на 5%, – поясняет Коростелев. – Но лучше мы будем иметь эти 5%, чем принимать заведомо невыполнимый бюджет». В 2005 году Москва планирует заработать 389,74 млрд. рублей: более 85% из них за счет налогов (ключевые для столицы налоги – на прибыль предприятий и подоходный на физических лиц). Только крупные налогоплательщики типа «Газпрома», «Роснефти», «Связьинвеста» дают 50,2 млрд. рублей ежегодно. В мэрии об этом знают и стараются постоянно держать руководство компаний в тонусе. «Стоит лишь чуть-чуть ослабить контроль, и они тут же норовят недоплатить», – поясняют в департаменте.

Неналоговые доходы в структуре столичного бюджета выглядят довольно скромно. Хотя с каждым годом их доля плавно повышается. В 2005 году сделки с землей, недвижимостью, а также тендеры принесут не более 55,2 млрд. рублей. Чтобы зарабатывать больше, Москве нужно переходить от практики аренды к прямой продаже земли и недвижимого имущества. Однако в мэрии к подобной переспективе относятся с большим подозрением. «Аренда – это гарантированный долгосрочный заработок, а распродать все можно очень быстро», – вслед за Лужковым повторяют московские чиновники.

Впрочем, аппетиты отраслей городского хозяйства растут с каждым годом, и Юрию Коростелеву приходится прилагать немало усилий, чтобы загнать их в жесткие бюджетные рамки. «Если бы мы верстали бюджет исходя из запросов министров и префектов, то дефицит составлял бы не 5% и даже не 15%, а все 30%», – говорят в департаменте. Поэтому самый трудный в ежегодной работе финансистов момент – планирование сметы расходов. Ссориться подчас приходится с самыми влиятельными чиновниками правительства, запросившими для своих отраслей непомерно большие средства. Бюджет 2005 года в департаменте Коростелева называют и «жестким», и «жестоким» одновременно. На нормальное функционирование городского хозяйства и поддержание привычного уровня жизни москвичей хватить должно, но на какой-то существенный рывок вперед рассчитывать, увы, не приходится. Исполнение бюджета Юрий Коростелев будет контролировать как обычно: ежедневно на его столе появляются два графика – «красный» (ожидаемое поступление доходов) и «зеленый» (фактическое поступление). Если их показания расходятся, министр финансов снимает телефонную трубку и начинает «строить» подчиненных. Исполнение бюджета держит на карандаше не только непосредственный шеф министра Юрий Росляк, но и мэр Юрий Лужков.

Разницу между доходами и расходами столице приходится покрывать за счет заимствований. Этим занимается Москомзайм во главе с Сергеем Пахомовым. К концу 2004 года общий долг Москвы составит около 107 млрд. рублей, или около 28,5% доходной части бюджета, в 2005 году – 32–33%. Основная тенденция – устойчивый рост задолженностей – похоже, пока не напрягает ни сами власти, ни, что более важно, кредиторов. В столичном правительстве гордятся тем, что до сегодняшнего момента не сорвали ни одного платежа. Даже в кризисном 1998 году Москва со своими задолженностями рассчиталась полностью. Кстати, период 2004/2005 год наиболее труден для Москвы: в общей сложности столице предстоит вернуть 1,13 млрд. долларов. Но, как показал опыт последнего еврозайма, желающих дать в долг российской столице даже больше, чем она готова занять денег. 27% наших кредиторов – инвесторы из Великобритании (впрочем, это не значит, что они все англичане), 23% – из Германии, Швейцарии и Италии, 15% – из Гонконга, Кореи и Сингапура и только 5% – американцы. Для заимствований на внутреннем рынке реализуется система продажи городских облигаций по цене 1000 рублей за штуку. Таким образом, за счет средств населения власти собираются привлечь еще 1 млрд. рублей.

Занимать придется меньше, если доходы будут больше. Основную часть неналоговых поступлений в столичный бюджет обеспечивают два ведомства – Департамент имущества, возглавляемый Владимиром Силкиным, и Департамент земельных ресурсов во главе с Виктором Дамурчиевым. Первый, соответственно, контролирует всю городскую недвижимость (порядка $37 млрд.), второй – землю (минимум $32,4 млрд.). У Департамента имущества главный ресурс – аренда. В 2003 году с арендаторов городских площадей удалось собрать 11,6 млрд. рублей. И хотя Контрольно-счетная палата считает эти данные завышенными, другой цифры пока официально названо не было. С 1 января 2005 года арендные ставки планируется поднять на 50%, однако для многих категорий по-прежнему сохранятся льготы. Например, малые предприниматели заплатят за квадратный метр только на 25% больше нынешнего. Кроме того, с середины 2004 года департамент начал конкурсную продажу прав аренды, позволившую максимально приблизить ставки к их рыночным эквивалентам. Правда, пока по этой системе были определены арендаторы лишь нескольких помещений не в самых престижных столичных округах. Другой источник финансовых поступлений, контролируемых ведомством Силкина, – продажа недвижимости. Правда, в 2005 году планируется продать только 240 тыс кв. м, что принесет казне не более 5 млрд. рублей. «Сверху» Департаменту имущества дано четкое указание не слишком-то увлекаться аукционами и не распродавать почем зря городское добро. Вместо этого город намерен в ближайшее время сбросить «мусорные» пакеты акций. В прошлом году на этом заработали чуть меньше 5 млрд., в будущем надеются увеличить результативность, благо на сей счет мэр никаких других пожеланий не высказывал.

Что касается Департамента земельных ресурсов, то он пока занимается исключительно арендой участков. Последняя сделка была широко разрекламирована московскими и зарубежными СМИ. Немецкий автоконцерн «Порше» арендовал 1 га московской земли (конец Ленинградского шоссе), заплатив за это 1,2 млн. долларов. Учитывая, что права на землю концерн приобрел на 49 лет, независимые эксперты посчитали это не слишком высокой ценой. Впрочем, реальная стоимость московских владений до сих пор неизвестна: ведь земельный рынок фактически не функционирует. Ориентировочным «прайс-листом» на сегодняшний день служит составленный Москомземом же Земельный кадастр, расценки в котором варьируются от 30 до 1200 долларов за единицу территории. Если власти города когда-нибудь отважатся на земельные аукционы, то за основу будет взята именно кадастровая оценка выставленного на продажу участка.

В общем, Департамент земельных ресурсов сидит на золотом мешке, но пока не может развязать стягивающий его тугой узел. На сегодняшний день его вложения в общегородской кошелек не превышают 6 млрд. рублей, хотя потенциально он может стать самым доходным в экономическом блоке (а его руководитель Виктор Дамурчиев – существенно прибавить «в весе»).

Чья влиятельность на столичном финансовом рынке априори не подвергается ни малейшему сомнению, так это Владимира Ресина. Старейший член команды Лужкова стоит в одном ряду с Юрием Росляком, и хотя формально никакого отношения к пополнению доходной части бюджета не имеет, все знают, что возглавляемый им стройкомплекс – это локомотив столичной экономики. Ежегодно в Москве возводится около 4,5 млн. кв. м жилья и 600 тыс. кв. м офисных площадей. Годовой оборот строительного рынка оценивается экспертами в районе 5 млрд. долларов. Что касается непосредственно Ресина, то он контролирует любую московскую стройку – от детского сада до бизнес-центра. Его связывают давние отношения с руководителями крупнейших московских строительных компаний (ДСК-1, Главмосстрой, СУ-155, группа компаний ПИК и др.), в среде которых Ресин пользуется непререкаемым авторитетом. То, что городу до сих пор удается разговаривать с застройщиками с позиции разумной силы и диктовать инвесторам свои условия, личная заслуга Владимира Иосифовича.

Валерий Шанцев, несмотря на статус вице-мэра, может претендовать только на третье место в списке ключевых игроков финансового рынка Москвы после Юрия Росляка и Владимира Ресина. После последних преобразований в структуре полномочий членов московского правительства под контролем Шанцева остались два Департамента – промышленности и науки (Евгений Пантелеев) и поддержки малого предпринимательства (Евгений Егоров). Оба этих направления пока не столько дают городу, сколько получают от него, что, впрочем, не мешает считать их приоритетными в столичной экономике. Кроме промышленности, науки и предпринимательства Шанцев контролирует несколько комитетов, наиболее значительные из них – это Комитет по физической культуре и спорту (хотя бы в силу того, что Москва по-прежнему претендует на Олимпиаду-2012) и Комитет по рекламе. Вложения в спорт оцениваются на уровне 1,5–2 млрд. рублей, включая участие города в строительстве спортивных объектов. Оборот столичного рынка наружной рекламы – в 200–250 млн. долларов, при этом Шанцев неоднократно заявлял, что намерен ужесточить политику городских властей в отношении рекламных агентств и тем самым удвоить поступления от этого источника в столичный бюджет.

Другой влиятельный чиновник и старейший член команды Лужкова Владимир Малышков осуществляет надзор над потребительским рынком, объемы которого в последние годы неуклонно растут. На текущий момент оборот розничной торговли составляет порядка 40 млрд. долларов в год, еще 1,3 млрд. «зеленых» крутятся в системе столичного общепита, 0,8 млрд. – в сфере бытовых услуг. Под контролем Малышкова находятся не только бюджетные средства, выделяемые на всевозможные социальные программы, но и инвестиции, недостатка в которых потребительский рынок, прямо скажем, не испытывает. В планах на 2004–2006 годы записано, что департамент Малышкова должен привлечь 170 млрд. рублей инвестиций, но мало кто сомневается, что эти показатели будут существенно превышены: Москва переживает настоящий потребительский бум, конца и края которому пока не видно. В планах властей – развитие сетевой торговли в районах Третьего транспортного кольца и МКАД, закрытие рынков и строительство на их месте крупных торговых центров, участие города в развитии системы быстрого питания и ресторанном бизнесе, контроль качества и оборота алкогольной продукции. С такими «хитами» Малышков просто обречен играть одну из первых скрипок в сводном хоре московских чиновников.

Заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе руководит тремя ведомствами – Комитетом по внешнеэкономической деятельности, Комитетом по туризму и Валютно-финансовым управлением, но по факту это означает, что под его контролем находится одна отрасль (гостинично-туристическая) и один спецпроект («Москва-Сити»). Деньги, выделяемые бюджетом на поддержку строительства гостиниц в Москве, идут через Комитет по внешнеэкономической деятельности, объекты в Сити (транспортные и инфраструктура) спонсируются через Валютно-финансовое управление. Поскольку реализация программы гостиничного строительства продвигается из рук вон плохо, а крупные бюджетные вливания в Сити почти закончились (основные площадки уже поделены между инвесторами), влияние Орджоникидзе на финансовом рынке Москвы в последнее время уменьшилось. Эксперты склонны связывать этот факт в том числе с имевшим место в 2000 году покушением на чиновника: «Он стал осторожнее и не лезет на рожон, предпочитая заниматься выставочной деятельностью и организацией конкурсов на закупку импортного оборудования для нужд городского хозяйства».

Наконец, завершает перечень московских «тузов» генеральный директор «Банка Москвы» (активы – 124 млдр. рублей) Андрей Бородин. Официально Бородин — сам себе хозяин, но, поскольку 52,7% акций банка принадлежат правительству Москвы, говорить о какой-то независимости или самостоятельности его руководства было бы довольно глупо. До 1994 года столичные власти осуществляли свои финансовые операции через систему уполномоченных банков, причем самым крупным держателем городских счетов считался пресловутый «Мост-банк». Однако, когда у города возникли трудности с наполнением бюджета и понадобился довольно-таки крупный кредит, уполномоченные банки (в том числе «Мост») согласились предоставить его только на рыночных условиях, безо всяких скидок. Лужков, понятное дело, обиделся и распорядился создать полностью подконтрольный мэрии коммерческий банк.

Сегодня в «Банке Москвы» находятся два главных счета столицы – основной текущий по исполнению бюджета и фискальный бюджетный. Андрей Бородин никогда не отказывал мэру в поддержке его начинаний. Банк выдавал кредиты на Гостиный Двор, «Лужники», Сити, развитие «Русского бистро», оздоровление АМО «ЗИЛ», празднование 850-летия Москвы и проведение игр «Москва-Юта». С «Банком Москвы» работают почти все крупные застройщики, не говоря уже о подразделениях горадминистрации и аффилированных с ними структурах. Бородин надежно стоит на страже финансовых тайн столицы. В отличие от уполномоченных банков, для которых мэрия была только одним из клиентов, для руководства «Банка Москвы» мэрия – самый важный клиент, чьи интересы подчас ставятся даже выше собственных. // Елена Егорова. "Деловые люди"

Новости наружной рекламы