10.11.2004

Иностранцы взялись за русское зерно



Русское зерно Международная корпорация Bunge приобрела зерновой терминал в Ростове-на-Дону. До этого на российский рынок вышли холдинги Louis Dreyfus, Cargill, Toepfer. Иностранные компании планируют обосноваться здесь надолго: инвестиции измеряются миллионами долларов, несмотря на то что сейчас у рынка не самая удачная фаза развития.

Европейское представительство транснациональной компании Bunge Limited (одна из десяти самых успешных компаний в США по итогам 2003 года; годовой оборот более $20 млрд) купила у ЗАО «Торговый порт» зерновой терминал в Ростовском порту.

Это первый пункт перевалки зерна в России одного из крупнейших в мире сельхозконцернов.

По словам источника «Газеты.Ru» в Министерстве сельского хозяйства России, этот зерновой терминал будет служить перевалочным пунктом для экспортных отправок в Черноморский, Средиземноморский регион и на Ближний Восток и поможет значительно улучшить деятельность Bunge в России. Источник оценил приблизительную стоимость сделки с учетом запланированного капиталовложения в терминал в $10 млн.

Глубина причальной стенки у терминала составляет 5 м, так что он может принимать суда водоизмещением до 5 тыс. т – самые большие, которые имеют хождение по Дону.

Терминал имеет выгодное географическое положение – во-первых, вблизи от самых крупных российских зернопроизводящих регионов (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), во-вторых, он расположен ниже по течению от разводного железнодорожного моста донской столицы, и сухогрузам не нужно будет простаивать в очереди, что сегодня приносит судовладельцам значительные убытки. Порт имеет 7 км железных дорог и обладает возможностью единовременной поставки 14 кораблей водоизмещением 5 тыс. т.

Генеральный директор крупного российского зернового трейдера компании «Югтранзитсервис» Кирилл Подольский заметил «Газете.Ru», что «по большому счету Bunge всего лишь покупает место, так как строящийся с 2001 года терминал еще далек от завершения». А для места, полагает он, сумма $10 млн значительно завышена.

В то же время, по его данным, Bunge уже давно сотрудничает с Торговым портом, особо не афишируя взаимоотношения, и в данный момент, возможно, просто узаконивает это.

Гендиректор Подольский уверен, что в ближайшие годы «все основные мировые трейдеры найдут способы обосноваться на юге России», вытеснив мелких экспортеров.

Эта тенденция уже развивается. Вот наиболее значимые примеры.

В июле российская корпорация «Агрос» и швейцарская Sungrain Holding, входящая в группу компаний Louis Dreyfus, объявили о создании в равных долях совместного предприятия ООО «Русская элеваторная компания» («Русэлко»). В ее собственность учредители передадут 12 своих элеваторов (10 «Агрос» и 2 – Louis Dreyfus), рассчитанных на единовременное хранение 2,2 млн т зерна.

По словам генерального директора группы «Агрос» Дмитрия Ушакова, «объединение элеваторных мощностей поможет лучше сохранить зерно и позволит элеваторам достичь современных стандартов промышленной безопасности».

С 1998 года на кубанском рынке обосновалась американская транснациональная компания Cargill, скупившая контрольный пакет акций Брюховецкого элеватора (мощность 130 тыс. т), создав компанию «Каргилл Юг», специализирующуюся на торговле зерном и маслосеменами. Сейчас Cargill вместе с Louis Dreyfus прочно монополизировали кубанский рынок. Они рассчитываются с клиентами за зерно за два-три банковских дня и платят на 5-10 копеек за килограмм больше, чем местные трейдеры.

Экспансия иностранцев на российский рынок совпала с тем, что цены на российское сырье растут, в том числе и по отношению к мировым.

«Конъюнктура нашего рынка сейчас неудачна, – отмечает Алексей Шибанин, специалист "Разгуляй Зерно", – но так как зерно – сырье, торговать которым выгоднее, чем нефтью, так как это возобновляемый источник, иностранцы готовы инвестировать в отрасль».

Немецкая компания Toepfer (дочерняя компания в России – ООО «Астех») интерес к российскому сельскому хозяйству объясняет тем, что у нас одни из лучших естественных условий в мире для выращивания зерна. Что касается цен и рентабельности бизнеса, то ее вполне можно добиться внедрением системы складских закладных и прямых закупок у российских крестьян.

Но российские компании быть потесненными с рынка не боятся. Специалист Шибанин считает, что время, которое уйдет у западных компаний на построение развитой технологической структуры, вполне может быть выгодно использовано и нашими компаниями.

«Пускай покупают, мы бы тоже не отказались, если бы средства имели. Конечно, конкуренция усилится, но с точки зрения экономики оно, может, и к лучшему – хотя бы новые рабочие места для населения, – говорит Сергей Семенов, коммерческий директор аграрной компании "Литера". – Вообще, это вопрос к правительству, но ему, видимо, так выгоднее».

В ближайшие три-четыре года, по словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, экспорт российского зерна может увеличится вчетверо – с нынешних 7,5–8 млн тонн до 30 млн тонн.

Газета.RU