21.10.2004

Заморские купцы. В российских торговых сетях все больше иностранных менеджеров



Юлия Ярош
Елена Виноградова

Растущие российские розничные компании приглашают на ключевые позиции иностранцев. Директором по розничным операциям сети “Патэрсон” в начале месяца стал Ричард Коллинз, до этого занимавший аналогичную должность в британской сети Somerfield.


Сеть “Патэрсон” включает 39 магазинов, 20 из которых находятся в Москве и Подмосковье, 19 – в регионах. В 2003 г. оборот сети, по собственным данным, составил $140 млн. Somerfield, одна из крупнейших британских розничных сетей, по данным Hoovers, включает около 630 супермаркетов Somerfield и столько же под вывеской Kwik Save. Годовые продажи компании составляют около $9 млрд.

Председатель совета директоров “Патэрсона” Алексей Мауергауз рассказал, что нового директора по розничным операциям сеть искала полгода. Сначала в компании ориентировались на кандидата из Восточной Европы, но позже выбрали англичанина с большим опытом: кроме Somerfield Коллинз работал в английских сетях Bells и Jackson Stores. “Опыта профессионально закупать и торговать у российских ритейлоров нет, поэтому решили пригласить экспата”, — объясняет Мауергауз.

Решение “Патэрсона” не является уникальным для российской розницы. Например, Эрик Блондо, до кризиса 1998 г. возглавлявший московский офис Сarrefour, был приглашен Михаилом Безелянским на должность гендиректора компании “Мосмарт”, торгового оператора одноименных гипермаркетов. Менеджерами отдельных магазинов сети “Мосмарт” также являются иностранцы, работавшие до этого в основном в польских офисах Carrefour, Geant и Hit. Операционным директором “Перекрестка” в этом году стал Павел Мусял, бывший операционный директор регионального подразделения Tesco в Европе. А на должность директора по развитию торговой компании “Шатура” пригласили Жоржа Зюрбаха, выходца из Marks and Spencer.

Сергей Мартьянов, партнер компании “Росэксперт”, подбиравшей персонал для многих розничных компаний, добавляет, что иностранные менеджеры работают “на финансовых позициях и в логистике” в сети “Эльдорадо”, “М.Видео”, “Модный базар”. “Бывает, что акционеры ищут человека, способного вывести проект на новый уровень, и считают, что такие планы сможет осуществить только иностранный менеджер”, — говорит Мартьянов. Однако он вспоминает случаи, когда “со временем компании переставали понимать, зачем им нужен иностранец”: “Какое-то время он используется как носитель общих знаний о розничном рынке, но для оперативной деятельности подходит мало, поэтому с ним расстаются”. Еще одна причина быстрого разрыва в том, что “западным менеджерам заведомо переплачивают”, считает Мартьянов. Недавно “Росэксперт” проанализировал зарплаты руководящих менеджеров девяти российских сетей: оказалось, что финдиректора получают $50 000-180 000 в год. “Как правило, на сумму меньше $200 000 западные менеджеры второго эшелона не соглашаются”, — сообщил партнер “Росэксперта”. Размер компенсационного пакета нового директора по розничным операциям вы “Патэрсоне” раскрыть отказались.

Кроме высоких зарплат иностранцев в российские компании влечет желание поработать на развивающемся рынке. “Передо мной открывается возможность не только поработать на очень интересном и динамичном рынке, применив весь прежний опыт, но и развиться самому”, — заявил вчера “Ведомостям” Ричард Коллинз.



Ведомости