20.10.2004

Из "Крошки" в "Папы". В Нижнем создается новая сеть быстрого питания



Павел Миляев

В Нижнем на месте заведений быстрого питания “Крошка-картошка” открывается сеть “Картофельный папа”. Франшиза на “Крошку” в Нижнем была у компании “Сибирский берег”, но в “Картофельном папе” сейчас заявляют, что не связаны с сибирской компанией .


Новосибирская группа компаний “Сибирский берег”, созданная в 1999 г., выпускает закуски к пиву под марками “Кириешки”, “Компашки”, BEERka и др. По собственным оценкам, оборот группы около $130 млн в год. Московская компания “Технологии питания”, которая развивает сеть “Крошка-картошка”, создана в 1997 г. По данным компании, в Москве сеть включает около 80 передвижных киосков и 18 стационарных точек. Также сеть присутствует в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Киеве и Нижнем Новгороде. Оборот компании в 2003 г. составил $19 млн. “Сибирский берег” приобрел франшизу на марку “Крошка-картошка” в марте 2004 г. Первое кафе было открыто в Нижнем Новгороде в мае в торговом центре “Шоколад”. Инвестиции в его открытие, по данным компании, составили $60 000–80 000 с учетом франшизного взноса в размере $10 000. Летом в супермаркете Spar было открыто второе заведение.

О том, что “Сибирский берег” не будет продлевать франчайзинговый договор на развитие сети “Крошка-картошка” в Нижнем Новгороде, руководитель отдела по связям с общественностью новосибирской компании Константин Лыкин заявил еще в августе. По его словам, “Сибирский берег” решил работать на рынке фаст-фуда самостоятельно, развивая собственную сеть. “Мы посмотрели, как устроен бизнес, больше необходимости во франшизе у нас нет”, — объяснил Лыкин. Две уже открытые “Крошки-картошки” в Нижнем после завершения договора франчайзинга в конце 2004 г. будут переименованы.

Первый фаст-фуд под вывеской “Картофельный папа” открылся в октябре в бывшем кафе “Гардиния” на Верхне-Волжской набережной. Директор компании “Картофельный папа”, бывший руководитель торгового дома “Сибирский берег” в Нижнем Новгороде Сергей Чернышев заявил, что его фирма не имеет никакого отношения к “Сибирскому берегу” и развивается самостоятельно. Учредителей новой компании он назвать отказался.

В августе в компании “Сибирский берег” сообщали, что развивать новую сеть фаст-фуда будет один из акционеров компании Вадим Сухарев. Получить комментарии Сухарева “Ведомостям” не удалось.

Однако Андрей Петраков, руководитель агентства “Асессор”, которое консультировало проект “Картофельный папа”, сообщил, что его заказчиком был именно “Сибирский берег”. По его словам, в Нижнем планируется открыть более пяти стационарных точек.

Несмотря на схожесть формата новой сети с “Крошкой-картошкой”, ни о каком плагиате речи не идет, говорит Петраков. “Крошка-картошка тоже была откуда-то взята и адаптирована к российским условиям”, — поясняет он. А Чернышев утверждает, что формат “Картофельного папы” будет существенно отличаться от “Крошки-картошки” большей площадью заведений и ассортиментом, который составит более 200 наименований. По его словам, инвестиции в открытие первого “Картофельного папы” составили $250 000, средний чек сейчас — 150 руб.

Кроме Нижнего Новгорода, говорит Чернышев, “Картофельный папа” планирует открыть заведение в Красноярске на фуд-корте, инвестиции составят около $100 000. Планы в отношении других российских городов компания пока не определила, сказал он.

Менеджер компании “Технологии питания” Виталий Коновалов подтвердил, что проект “Крошка-картошка” в Нижнем закрывается. “Сейчас Нижний не является приоритетным для компании, все наши усилия будут направлены на развертывание стационарных точек в Санкт-Петербурге”, — говорит он.

Формат “Крошки-картошки” чрезвычайно успешный и перспективный, считает директор некоммерческого партнерства “Союз магазинов” (Москва) Вадим Носов. Но, по его мнению, стратегической ошибкой руководства московской компании стал уход с улицы в торговые центры, что снизило финансовые показатели. “На улицах торговать монопродуктом существенно выгоднее”, — считает Носов.

Директор нижегородского представительства консалтинговой компании “Магазин готового бизнеса” Юрий Кузьмичев считает формат “Крошки-картошки” не очень удачным, а цены достаточно высокими. По его мнению, “Сибирский берег” изначально покупал франшизу на “Крошку-картошку”, чтобы узнать технологии. Теперь в компании, видимо, посчитали, что могут сделать нечто лучшее, чем позволял формат “Крошки-картошки”, предположил Кузьмичев.


ФАСТ–ФУД НАСТУПАЕТ

К середине 2005 г. в Нижнем Новгороде на условиях франчайзинга могут открыться еще три сети быстрого питания — кафе-мороженых “Миа Дольче Джулия” (инвестиции в открытие от $17 000-135 000), пиццерий “Пицца Соле Мио” ($110 000) и шведской Wokie Dokie. По словам директора нижегородского представительства консалтинговой компании “Магазин готового бизнеса” Юрия Кузьмичева, сейчас идут переговоры с рядом нижегородских компаний. Сообщить их названия он отказался.



Ведомости