20.10.2004

Путина – в священные цари!



В России необходимо провести референдум о продлении полномочий действующего президента хотя бы на третий срок. Либо сразу избрать его царем. С таким предложением во вторник выступил госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин. По его мнению, Путин потянет минимум пять сроков.

О том, что российские власти используют Белоруссию для обкатки возможных сценариев дальнейшего политического развития России, известно хорошо. В последнее время это вообще любимая тема для рассуждений политологов. Однако вряд ли кто-то ожидал, что эффект от абсолютно предсказуемой (и совершенно незаконной, как считают в Европе) победы Александра Лукашенко на референдуме о возможности править республикой минимум до 2011 года окажет на российских чиновников столь гипнотическое воздействие.
ЦИК Белоруссии еще не успел огласить окончательные результаты прошедшего плебисцита, а предложения о продлении полномочий Владимира Путина по тому же сценарию уже зазвучали. Причем в удивительных, завидных даже для Александра Григорьевича формулировках.

Во вторник, выступая в эфире «Эха Москвы», госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин заявил, что нашему президенту необходимо последовать примеру своего белорусского коллеги и провести референдум о возможности своего избрания на третий конституционный срок. По мнению госсекретаря, за четыре года невозможно реализовать себя, поэтому должен быть и третий, и четвертый срок, и пятый. Бородин также отметил, что «руками и ногами» поддержал бы на референдуме продление полномочий российского президента.

Факт, что Путин проработал президентом уже фактически пять лет и за это время никаких кардинальных изменений в экономике государства и уровне жизни населения не произошло, Бородин опустил. Зато мотивировал свое желание видеть Владимира Владимировича президентом минимум до 2012 года следующим тезисом: «В России в отличие от Запада правят не корпорации, а цари. Такую власть, как у Путина и Лукашенко, дает Бог». Так Бородин не только подправил недавнюю историю, так как всем хорошо известно, что власть Путину дали Борис Ельцин с Борисом Березовским, но и поднял дискуссию о возможности продления полномочий нынешнего российского президента на немыслимую высоту. То, что считалось еще вчера плохим анекдотом, неожиданно стало реальностью: высокопоставленный чиновник (а Бородин, напомним, был назначен на должность госсекретаря по представлению Путина) открыто заговорил о возможности возрождения монархии в России и утверждении новой царствующей династии.

Кремль на предложение Павла Бородина реагировал молниеносно: пресс-секретарь президента Алексей Громов заявил «Интерфаксу», что «Бородин является международным чиновником и выражает личное мнение, которое не соответствует реальностям». А затем, попросив не ссылаться на себя, добавил, что вообще недоумевает по поводу подобных высказываний, подчеркнув, что Бородин, «являясь международным чиновником, дает советы по внутриполитической ситуации в России, что противоречит сложившейся дипломатической практике». Смешной, на самом деле, ответ, ведь «международным чиновником» Бородина признают только в Москве и Минске.

Более того, Бородин за все время своего госсекретарства ни разу не был замечен в неосторожных высказываниях: ни когда Путин с Лукашенко открыто ссорились, ни когда само союзное государство не раз трещало по швам. Он очень хорошо умеет дипломатично молчать. И вот, будучи как бы и белорусским чиновником, он неожиданно предлагает россиянам перенять прогрессивный опыт братского народа. Кремль тут же пугливо машет руками, мол, какое царство, о чем вы говорите… Но предложение помазать Путина – это, видимо, лишь альтернативный фон, на котором идея третьего срока может показаться большинству не такой уж невероятной. Пошло, что называется, зондирование общественного мнения.

Ну а что касается царства, то у Путина есть как минимум одно серьезное противопоказание – у него нет мужских наследников, которым по традиции передавалась власть в России. Женой почившего в Бозе императора, вроде Екатерины II, он тоже не является. Так что в цивилизованные монархи его точно не примут. Зато Путин может смело претендовать на роль «священного царя», до сих пор очень почитаемую у некоторых примитивных племен. Такой царь имеет практически неограниченную власть, но зато отвечает за силы природы. В случае неурожая или какого-нибудь бедствия «священного царя» убивают и съедают, а затем старейшины выбирают нового. Иметь наследника для занятия такой должности совсем не обязательно.

Газета.RU