20.10.2004

Немцев судят за сдачу бутылок



Европейская комиссия оспаривает в суде германский закон, по которому потребитель должен обязательно отдельно платить за любую емкость, куда разлит напиток, даже если емкость одноразовая и ее нельзя сдать, чтобы вернуть залоговую цену. ЕС считает, что таким образом Германия не пускает на свой рынок конкурентов из других стран.

Закон этот принят под давлением «зеленых» еще в 1992 году, но до последнего времени не привлекал к себе внимания европейских регулирующих органов, поскольку одноразовая посуда не облагалась обязательным залогом. Но с 1 января 2003 года обязательность залога даже за невозвратную тару в размере 25 евроцентов (около 9 рублей) стала законом для всех емкостей, содержащих пиво, минеральную воду и газированные прохладительные напитки.

ЕС надеялся, что немцы исправятся сами, то есть приведут свой закон в соответствие с общеевропейскими рекомендациями, однако немцы стояли на своем. Последний шанс избежать судебного разбирательства у Германии был в пятницу, но бундесрат, верхняя палата парламента, оставила в силе эти 25 центов за пустую пластиковую бутылку, и ЕС начал действовать.

Уже во вторник начались слушания по делу о злостном нарушении Германией конкурентных правил на европейском рынке, потому что ведь не только Coca-Cola, но и многие другие производители прохладительных напитков и пива ополчились на немцев за их несгибаемую экологичность.

Кстати надо заметить, что как раз Coca-Cola уже справилась с немецкими сложностями. В 2003 году ее продажи в Германии резко упали: немцы перестали быть четвертыми в мире потребителями коричневой газировки, потому что супермаркеты стали продавать собственную колу, бутылки от которой можно было сдать. Тогда Coca-Cola разработала специальную бутылку для немецкого рынка и позволила супермаркетам принимать ее от населения. Продажи выправились.

А вот Nestle, крупнейший в Европе поставщик минеральной воды, потеряла на немецком рынке за 2003 год более 50 млн евро. С возмущением представитель этой компании говорит, что «во Франции запрещено наливать воду в сданные бутылки, но это нормально, одноразовые бутылки везде покупают, но в Германии, единственной в Европе, одноразовая тара невыгодна. Не будем же мы специально для Германии организовывать разлив!»

Особенно же на немцев жалуются пивные компании. Всего 4% рынка Германии занимают иностранные пивовары, и все дело вовсе не в качестве немецкого пива, считает европейское пивное сообщество, а в упертости немцев, которые предпочитают пить из возвратной тары.

Сами же немцы, особенно представители «зеленых», храбрятся и говорят, что суд обязательно покажет их правоту: дело не в ограничении конкуренции, а в качестве немецких напитков и особенно пива.

Евросоюз намерен объявить об урегулировании дела о нарушении антимонопольного законодательства компанией Coca-Cola. Как сообщили источники, близкие к переговорам между чиновниками и производителем напитков, Coca-Cola согласилась изменить систему продаж в Европе. Таким образом, компании удастся избежать штрафов.

Антимонопольное дело было заведено еще в 1990-х годах, когда компания PepsiCo подала жалобу на то, что Coca-Cola не дает возможности конкурентам распространять свою продукцию, заполоняя полки и холодильники магазинов своими напитками. Как сказали источники, Coca-Cola согласилась урезать скидки, которые предоставлялись распространителям в зависимости от количества проданной продукции. Кроме того, Coca-Cola обязалась больше не делать скидок на вновь выпущенные напитки, а также отказаться от требования, чтобы вся продукция компании стояла в магазинах на одной полке.

Газета.RU