19.10.2004

Итальянцам не дают летать. Европейские перевозчики – против государственной поддержки итальянской авиакомпании Alitalia



Они считают дальнейшее поддержание ее на лету искусственным и экономически нецелесообразным. Несмотря на это, вслед за Alitalia государственной помощи попросила ирландская Aer Lingus.

62% акций авиакомпании Alitalia принадлежат правительству Италии. Объем перевозок пассажиров на внутренних рейсах Alitalia за полгода 2004 года упал на 11%, стоимость ее акций на бирже снизилась на 45%. В 2003 году убытки Alitalia составили €520 млн (почти треть ее уставного капитала). Это следствие глобального кризиса авиаперевозок, возникшего после теракта 11 сентября 2001 года, войны в Ираке и атипичной пневмонии в прошлом году, а также высоких цен на нефть.

По мнению авиакомпаний, еврокомиссия не должна оказывать помощь авиакомпании, которая занимает существенную часть рынка. Alitalia «настойчиво расширяла свое присутствие на рынке», и это тем более удивительно для компании, которая просила помощи. За последние несколько месяцев Alitalia «совершила ряд очень агрессивных деловых маневров», например, установила чрезвычайно низкие тарифы, которые на 50% ниже самых минимальных цен других авиакомпаний.

Перевозчики отмечают, что третье с 1997 года спасение Alitalia проблематично для других, «более эффективных авиакомпаний»: необходимость второго за месяц акта господдержки итальянского перевозчика свидетельствует, что его жизнедеятельность поддерживается искусственно и экономически нецелесообразна.

Кроме того, они осуждают «блестящую идею» программы реструктуризации Alitalia, по которой €1,6 млрд долгов авиакомпании будут переданы в AZ-Service (будет выделена из состава Alitalia и займется наземным обслуживанием перевозок). За это итальянский государственный холдинг Fintecna получит 49% акций AZ-Service. Эта договоренность позволит Alitalia получить дополнительную государственную помощь в размере €800 млн.

По тому же плану на 2005–2006 годы из состава Alitalia выйдет компания AZ-Fly – она займется авиаперевозками и получит финансирование за счет увеличения акционерного капитала на €1–1,5 млрд. По замыслам менеджмента, к 2006 году AZ-Fly получит первую прибыль, а в с 2007 года начнет инвестировать в обновление парка воздушных судов.

Неделю назад антикризисный план одобрило итальянское правительство, а до него – профсоюзы авиакомпании, которые пошли даже на массовое сокращение сотрудников. Правда, профсоюзам удалось несколько умерить аппетиты работодателей – первоначально менеджмент Alitalia предлагал уволить 5 тыс. сотрудников. Если все эти меры действительно выведут Alitalia из кризиса, то менеджмент сможет возобновить переговоры о ее союзе с французской Air France и голландской KLM.

Alitalia – не единственная авиакомпания, жаждущая господдержки. В понедельник ирландская государственная авиакомпания Aer Lingus попросила правительство Ирландии выделить €300 млн на покупку десятка дальнемагистральных самолетов производства Boeing и Airbus. В течение недели менеджеры авиакомпании направят кабинету министров соответствующий запрос.

Сейчас Aer Lingus эксплуатирует преимущественно среднемагистральные Airbus. Новые дальнемагистральные самолеты позволят открыть прямые рейсы из Дублина в американские города Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Вашингтон. Общая стоимость предполагаемого контракта может составить около €1 млрд, но Aer Lingus не способна заплатить такие деньги.

Этот ирландский перевозчик едва не обанкротился в 2001 году: для конкуренции с низкобюджетной ирландской авиакомпанией Ryanair ему пришлось сократить штат сотрудников и снизить тарифы.

Газета.RU