18.10.2004


Россия подождет. Сначала Starbucks освоит Китай



Екатерина Кудашкина
Юлия Ярош

На прошлой неделе международная сеть кофеен Starbucks обнародовала планы расширения на мировом рынке. В качестве приоритетных регионов названы Китай и Индия. Россия, которую специалисты сети исследовали несколько лет, в список не попала. Операторы российских кофеен только рады этому — они смогут развиваться без оглядки на действия серьезного конкурента.


Первую кофейню компания Starbucks открыла в Сиэтле (США) в 1971 г. В настоящее время сеть состоит из более чем 8000 кофеен в 30 странах, среди которых Канада, Германия, Англия, Австралия, Испания, Греция, Индонезия, Китай, Япония, Оман, ОАЭ и др. Около 6100 кофеен сети находится в США. Выручка компании в прошлом году составила $4,1 млрд в сравнении с $3,3 млрд в 2002 г.

На проходившем 14 октября совещании с аналитиками руководство компании заявило, что намерено довести число кофеен Starbucks во всем мире до 30 000. В числе новых рынков, возможности выхода на которые уже изучает Starbucks, были названы Бразилия, Индия и Россия.

Но наиболее перспективным для себя рынком за пределами США Starbucks считает Китай, в котором стремительно растут экономика, городское население и потребление кофе. “В Пекине и Шанхае… мы намерены расширяться, используя опыт нынешних партнеров, а по мере роста будем увеличивать число точек в нашей собственности”, — рассказал аналитикам Мартин Колс, президент Starbucks Coffee International. В компании рассчитывают на то, что со временем Китай станет одним из крупнейших рынков корпорации, говорится в пресс-релизе. По мнению Кристин Кербер, аналитика компании JMP Securities, корпорация Starbucks обладает высоким потенциалом для расширения за пределами США и поступает дальновидно, делая ставку на такие развивающиеся рынки, как Китай.

“Уверен, что владельцы российских кофеен вздохнут спокойно [узнав, что Starbucks в Россию пока не собирается], но я всегда был за то, чтобы они пришли: это сильно увеличило бы рынок”, — поделился президент “Монтана Кофе” Александр Малчик. Он предположил, что в России Starbucks не смог найти партнеров. “Дело не в отсутствии подходящего формата, им нужна была крупная компания, у которой были бы необходимые ресурсы, которая могла бы взять на себя управление сетью [Starbucks в России]”, — считает Малчик. По его словам, “Монтана Кофе” также вела переговоры со Starbucks: “Они сказали, что мы им очень нравимся, так как напоминаем Starbucks в старые времена. Но у нас нет большого опыта в развитии сети, поэтому они решили, что мы не очень подходим”. В Китае у Starbucks есть совместное предприятие, напоминает Малчик: “Ресурсы компании не бесконечны, и, видимо, поэтому они решили сосредоточиться на Китае”.

Правда, для отказа от российского рынка может быть и еще одно основание. В России информация о возможном выходе на наш рынок сети Starbucks появилась в 1997 г., когда американцы зарегистрировали свой товарный знак на территории нашей страны. В 2004 г. палата по патентным спорам аннулировала регистрацию по заявлению фирмы “Пресс”, так как он не использовался по назначению более трех лет. Сейчас американцы могут продавать под маркой Starbucks в России только кофе и кофейные напитки. Развитием сети кофеен планирует заниматься ООО “Старбакс”, ставшее обладателем этого товарного знака сразу же после решения Роспатента.



Ведомости