Новый шеф готовится встряхнуть Coca-ColaЧед Терхьюн
Изделл, проработавший в Coca-Cola 35 лет, затем ушел из нее. Получив новое назначение 1 июня этого года, он сначала воздерживался от публичных оценок и комментариев. Заявление о необходимости изменить корпоративную стратегию Изделл сделал в середине сентября в ходе конференции, на которой Coca-Cola обнародовала новый прогноз прибылей на второе полугодие. Правда, Изделл пока так и не ответил на важнейший для инвесторов вопрос о том, что для него важнее восстановить былую славу Coke или выработать новую формулу успешного роста. В сентябре Изделл встречался с рядом крупных инвесторов, как бы признавая, что перспективы Coca-Cola остаются неопределенными. Новый гендиректор признает, что у него нет панацеи для решения всех проблем корпорации, и уклоняется от излишне амбициозных заявлений или благодушных прогнозов. Говоря о планах, Изделл подтвердил, что будущий рост Coca-Cola должен основываться на развитии направления газированных напитков. У некоторых инвесторов это вызывает тревогу: они опасаются, что новому руководителю не хватит решимости, чтобы изменить стратегию компании. Coke упорно ставит во главу угла газированные напитки, вместо того чтобы искать новые перспективные направления, говорит Тед Парриш, управляющий портфелем инвестиционного фонда Henssler Equity Fund. Henssler владеет 150 000 акций PepsiCo и не инвестирует в акции Coca-Cola; Парриш объясняет это тем, что PepsiCo более инновационная компания, быстрее реагирующая на изменения потребительского спроса. Изделл все-таки ветеран Coca-Cola, типичный ее руководитель старого образца, добавляет Парриш. Думаю, им требуется человек со свежими идеями. Дэвид Колпак, управляющий директор фонда Victory Capital Management, убежден, что пессимизм инвесторов в отношении Coca-Cola достиг максимального уровня за последние 10 лет. Victory Capital, управляющая пакетом из 2,4 млн акций Coca-Cola, с весны уже продала 150 000 акций из своего пакета. Прогнозы Coca-Cola о скором начале роста не оправдались, а летом на североамериканском и европейском рынках в бизнесе корпорации наступил спад. Нам импонирует честность Изделла, но хотелось бы услышать от него и нечто большее, говорит Колпак. На фондовом рынке осторожность Изделла не вызвала энтузиазма. За последние четыре месяца акции Coca-Cola подешевели на 20%, а сентябрьское снижение прогноза прибыли привело к падению курса до минимального значения за последний год. На ухудшении прогноза сказались неважные результаты Coca-Cola Enterprises, крупнейшего партнера Coke по бутилированию напитков. Прибыли Coca-Cola, по прогнозу Thomson First Call, составят в этом году $2 на акцию это в 20 раз меньше текущей стоимости одной акции Coke. Между тем у PepsiCo прогнозируемая прибыль достигает $2,31 на одну акцию, которая оценивается фондовым рынком в 21 раз дороже. Перспективы Coca-Cola аналитики Уолл-стрит оцениваются по-разному. Одни, предвидя длительную реорганизацию, снижают рейтинг акций Coke, другие считают, что избавляться от этих акций рано и что недоверие к Изделлу неоправданно. Марк Шварцберг, аналитик из Legg Mason, недавно повысил рейтинг Coca-Cola с держать до покупать. По мнению Шварцберга, Изделл установит сравнительно скромные, но реалистичные долгосрочные планы, которые можно будет выполнить, не прибегая к резким стратегическим поворотам. Сегодня Coca-Cola планирует ежегодно увеличивать операционную прибыль на 10%. По мнению Шварцберга, этот показатель следует снизить до 6-8%. Но Билл Пекорьелоо, аналитик из Morgan Stanley, считает, что в ближайшие пять лет ежегодная операционная прибыль Coca-Cola вряд ли превысит 5,8% при росте прибыли на акцию порядка 8% (сама корпорация планирует увеличивать прибыль в расчете на акцию ежегодно на 11-12%). Изделл подчеркивает, что Coca-Cola нацелена на рост бизнеса. По его данным, продажи безалкогольных напитков Coke уже начали расти в Китае, Индии, Бразилии и на некоторых других рынках. Впрочем, он признает, что корпорация медленнее, чем следует, реагирует на негативные рыночные тенденции и на изменения вкусов потребителей, которые все больше заботятся о своем здоровье. Изделл также пообещал реорганизовать службу маркетинга и усовершенствовать подбор менеджеров. Свои оптимистические высказывания Изделл подкрепил действием: он потратил около $4 млн, чтобы купить 100 000 акций своей компании, увеличив тем самым собственный пакет до 330 000 акций. Том Перко, президент консалтинговой компании BevMark, считает, что акции Coca-Cola и дальше будут падать в цене, поскольку эта корпорация занимается мелкими усовершенствованиями, вместо того чтобы искать новые масштабные решения. Компания все время демонстрирует такие черты, как консервативность, приверженность к стандартным ходам, нежелание идти на риск, говорит Перко. Запас наличных средств Coca-Cola составляет сейчас около $5,2 млрд. Некоторые аналитики полагают, что корпорации придется потратить немалую часть этой суммы на реструктуризацию бизнеса, например на покупку проданной ранее Coca-Cola Enterprises. Впрочем, пока Изделл не проявил особого желания заниматься поглощениями. После его выступления ожидаемые инвесторами сроки выхода Coca-Cola на устойчивый рост прибыли отодвинулись на год-два, констатирует Колпак из Victory Capital. Те, кто ждал быстрых решений, будут разочарованы. (FT, 22.09.2004, Александр Силонов) Ведомости |