28.09.2004


Nissan выбирает. Где наладить российскую сборку автомобилей



Елена Виноградова
Екатерина Кудашкина
Александр Губский

Вслед за японской Toyota и немецким Volkswagen в желании производить автомобили в России признался японский автоконцерн Nissan. Компания уже рассматривает конкретные варианты, среди которых создание СП с Горьковским автозаводом или московским “Автофрамосом”.


Nissan Motor Co – второй по величине автопроизводитель в Японии после Toyota. 44% акций компании Nissan принадлежат французской автомобильной компании Renault. Nissan, в свою очередь, владеет 15% акций Renault. По данным Hoover’s, продажи компании в 2003 финансовом году, завершившемся в марте этого года, составили $56,9 млрд, чистая прибыль – более $4 млрд.

В этом году Nissan рассчитывает утроить продажи автомобилей в России до 30 000 штук и существенно увеличить этот показатель в следующем, заявили “Ведомостям” в “Ниссан Мотор Рус”. Однако пока Nissan отстает в России от других японских автогигантов: по числу проданных в первом полугодии автомобилей (10 319) он занимает 6-е место, уступая и Mitsubishi (12 208), и Toyota (19 404).

Исправить положение Nissan собирается за счет производства машин в России. Сейчас концерн ищет возможности для этого, заявил “Ведомостям” исполнительный вице-президент Nissan Motor Co Патрик Пелата. По его словам, за счет локализации производства концерн постарается ликвидировать разницу в цене с российскими автомобилями: цена современных моделей “АвтоВАЗа” приближается к $10 000, а стоимость иномарок класса С начинается с $15 000-16 000.

“Мы рассматриваем три варианта организации своего производства в России”, — рассказывает Пелата. Первый — использовать уже существующий в Москве завод родственного автоконцерна Renault (СП “Автофрамос”). По словам Пелата, этот путь осложняется проблемами, которые могут возникнуть при расширении предприятия в черте города. Создание завода с нуля является для Nissan самым дорогим и одновременно рискованным вариантом. “В этом случае мы должны быть уверены на 100%, что в течение ближайших 10 лет российский рынок будет расти. У нас же пока такой уверенности нет”, — объясняет вице-президент Nissan.

Третий вариант — создание СП с российской компанией. У Nissan уже есть удачный опыт создания СП с китайским Dongfeng Motor. Сейчас Nissan обсуждает такую возможность с ГАЗом, говорит Пелата.

Потенциальные партнеры японского концерна не спешат комментировать ситуацию. “Мы польщены тем, что такая компания, как Nissan, заинтересована в общении с нами, однако говорить о каких-либо совместных проектах преждевременно”, — заявил директор департамента внешних связей “Руспромавто” Владимир Торин, добавляя, что у ГАЗа есть и другие потенциальные партнеры. За последние полгода на заводе побывали делегации Renault, Fiat, Toyota и Nissan, но итоги этих визитов в “Руспромавто” не комментируют.

“Теоретически такая возможность [производство Nissan на мощностях "Автофрамоса"] существует, но, пока Nissan не принял окончательного решения, мы не можем комментировать это”, — говорит Ванесса Леви, директор по связям с общественностью “Автофрамоса”.

Японский автоконцерн, первым создавший сборочное производство в России, получит существенное преимущество на рынке, считает директор консалтингового агентства “3,14R” Александр Брук. Если это будет Nissan, он сможет обогнать Toyota, по крайней мере в России. В Toyota, а также в Ford российские планы Nissan не комментируют.

Желание Nissan создать СП говорит о намерении компании ограничиться небольшими инвестициями, полагает аналитик “Тройки Диалог” Гайрат Салимов. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает создание СП логичным для Nissan: “Он немного опаздывает в России, и строительство завода с нуля займет 2-3 года. При создании СП реально уложиться за год”. Салимов согласен, что СП позволит японской компании сэкономить время, но предупреждает, что в будущем это грозит ей проблемами с качеством. Зато кооперация с российским производителем повышает шансы Nissan на получение таможенных льгот, отмечает Сахнова. Теоретически локализация производства может привести к снижению цены на автомобиль на 30%, говорит Салимов. Но, по словам Сахновой, практика показывает, что в первые годы добиться уменьшения стоимости автомобилей более чем на 15% не удается. У Ford этот результат в первый год не достигал 10%. Впрочем, даже если в этом случае цены на “младшие” модели Nissan опустятся с $15 000 (стоимость “базовых” Almera) до $13 500, автомобили попадут в сегмент от $9000 до $14 000, который является вторым по объему спроса в России, утверждает Сахнова.



Ведомости