28.09.2004

Федоров перешел в "МиГ". Это может стать прелюдией к слиянию "Иркута" и РСК "МиГ"



Андрей Лемешко
Алексей Никольский
Анна Николаева

Президент НПК “Иркут” Алексей Федоров назначен гендиректором РСК “МиГ”. И в “Иркуте”, и в правительстве уверены, что это кадровое решение может стать предвестником объединения двух компаний.


ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ” создан в 1999 г. на базе ВПК “МАПО” и объединяет ОКБ Микояна, авиазаводы в Москве и Подмосковье, а также еще ряд предприятий. По данным компании, ее портфель заказов составляет $1,4 млрд. В скором времени ожидается подписание контракта с Алжиром на сумму до $1,5 млрд на поставку до 50 истребителей МиГ-29. Корпорация “Иркут” создана на базе Иркутского авиапромышленного объединения и ряда исследовательских и конструкторских фирм. Выручка “Иркута” за 2003 г. по МСФО составила $522 млн, чистая прибыль – $2 млн. Основная продукция “Иркута” – истребители Су-30МК и самолеты-амфибии Бе-200. Совладельцами 57% акций корпорации являются 10 менеджеров “Иркута”, в том числе Федоров контролирует 20,11%. Около 14% акций “Иркута” принадлежит холдингу “Сухой”, 25% – портфельным инвесторам.

25 сентября премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение об отставке Валерия Торянина с должности гендиректора — генерального конструктора РСК “МиГ”. Другим распоряжением на эту должность был назначен Федоров. Как рассказал “Ведомостям” руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, которому поручено заключить контракт с Федоровым, новый гендиректор РСК “МиГ” с момента заключения контракта оставит все посты в “Иркуте”, а свои акции, очевидно, передаст в управление. Но пресс-секретарь НПК Елена Федорова утверждает, что Федоров будет совмещать руководящие посты в двух компаниях.

А источник, близкий к “Иркуту”, утверждает, что Федоров приглашен в госкомпанию “в качестве антикризисного менеджера”. Алешин соглашается, что Федорову предстоит решать ряд финансовых проблем “МиГа”. Так, в январе корпорация заключила контракт стоимостью $740 млн на поставку Индии корабельных истребителей МиГ-29К. Но Алешин говорит, что для его реализации “МиГу”, возможно, потребуется привлечение банковских кредитов. Источник, близкий к руководству РСК “МиГ”, поясняет, что значительная часть полученного от Индии аванса ушла на погашение полученных ранее кредитов. Кроме того, Минфин требует от компании выплатить долг на сумму $290 млн. Летом прошлого года Минфин получил исполнительный лист в московском арбитражном суде на списание этих средств. Впрочем, источник, близкий к руководству “МиГа”, парирует, что корпорация подала апелляцию в Высший арбитражный суд. Впрочем, Алешин надеется, что новое руководство компании и правительство “найдут способ урегулировать” спор между “МиГом” и Минфином.

Источник, близкий к “Иркуту”, предполагает, что вместе с Федоровым на работу в РСК “МиГ” могут перейти и другие менеджеры “Иркута”. А поскольку новому руководителю госкомпании придется в первую очередь решать финансовые вопросы, то вместе с Федоровым может уйти старший вице-президент НПК по корпоративной экономике и финансам Сергей Цивилев. “Цивилев зарекомендовал себя хорошим финансистом, и наверняка ему будет поручено заняться тем же в РСК”, — говорит собеседник.

Он также полагает, что назначение Федорова на пост гендиректора РСК “МиГ” связано с правительственными планами создания Объединенной авиастроительной корпорации. “То, что он сделал с НПК, получило одобрение наверху, — утверждает собеседник “Ведомостей”. — Соответственно, его назначение может означать, что объединение отрасли будет идти по пути, по которому создавался “Иркут”. Алешин признает, что назначение Федорова связано с тем, что правительство рассматривает возможность объединения “Иркута” и “МиГа”. По его словам, это могло бы стать первым шагом в создании Объединенной авиастроительной корпорации. Но источник в правительстве отмечает, что РСК “МиГ” не внесен в списки предприятий, акционирование которых планируется в 2005 г.

Зампред правления Союза авиапромышленности Константин Крохин говорит, что Федоров — успешный менеджер. А его назначение в “МиГ”, который лихорадило последние годы, — удачное решение. Но Крохин сомневается в скорой возможности слияния двух компаний. Он указывает, что в авиапромышленности нет единого понимания, как должна быть создана ОАК.

Елена Сахнова из “Объединенной финансовой группы” называет Федорова ключевой фигурой на “Иркуте”, так как с ним связаны все успехи компании. Она считает, что его уход станет потерей для НПК. Впрочем, она отмечает, что в компании сложилась неплохая команда менеджеров, которая вполне может заменить ушедшего руководителя. Возможное слияние “Иркута” и “МиГа” она считает благом для компании, так как она могла бы получить доступ к конструкторской базе госкорпорации.



Ведомости