28.09.2004

Издатели спускаются под землю, чтобы построить павильоны



Вчера московские власти официально сообщили, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, запрещающее розничную торговлю в метрополитене и рядом со станциями метро. Самый сильный удар это ограничение нанесет по торговле периодикой – в обозначенной зоне продается до трети московских тиражей газет и журналов. Правда, столичные власти уже пообещали, что вместо лотков к услугам распространителей и издателей появятся современные торговые павильоны. Строить эти павильоны уже вызвались сами издатели.

       Розничная торговля в московском метро должна была быть прекращена еще в мае этого года. В конце апреля завершила свою работу Межведомственная антитеррористическая комиссия (МАК), которая пришла к выводу, что розничная торговля в метро и рядом со станциями небезопасна из-за угрозы закладки в лотки и киоски взрывных устройств. Комиссия предложила закрыть всю торговлю в метро и на прилегающих территориях.

       23 апреля МАК отправила в адрес руководства ГУП "Московский метрополитен" рекомендацию "до 1 июня 2004 года запретить торговлю в метрополитене, размещение игровых автоматов и объектов общественного питания". Также вопрос о торговле в метро был вынесен на рассмотрение правительства Москвы.

       Вчера появилась официальная информация о том, что постановление "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена" наконец подписано. Правда, оказалось, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление 21 сентября, запрет на торговлю вступает в силу с 1 октября, тогда как ликвидировать торговые точки руководство метрополитена и префекты округов начали еще в начале сентября.

       Оценить объем закрывающегося рынка довольно сложно. По оценке аналитиков в области розничной торговли, в метро, переходах и на площадках перед входом на станции сегодня размещается не менее 5 тыс. различных торговых точек, объем продаж каждой из которых в среднем составляет около $200 в день. То есть годовой объем продаж точек, расположенных в метрополитене и около него, составляет около $350-400 млн. Треть рынка – $110-140 млн – еще месяц назад приходилась примерно на 1,5 тыс. точек розничной торговли периодикой.

       Как и предполагал Ъ (см. номер от 28 июля), постановление московского правительства гарантирует некоторые послабления именно для продавцов печатных СМИ: реализация газет и журналов (а также театральных билетов и билетов на городской пассажирский транспорт) будет разрешена через специализированные киоски и автоматы. Впрочем, можно с уверенностью утверждать, что уже на сегодняшний день точки распространения периодики остались в метро лишь формально. По оценкам самих участников рынка, до начала ликвидации торговли в московском метро под землей работало около 450 точек торговли с рук, и около 440 стационарных точек (лотков и киосков). К концу прошлой недели, несмотря на то что о постановлении правительства Москвы еще не было объявлено официально, под землей оставалось всего 150 киосков.

       По оценке Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), после вступления в силу постановления московского правительства столичный рынок распространения периодики потеряет около 1,5 тыс. точек продаж из имеющихся 5 тыс. "Для издателей, с учетом перераспределения продаж в оставшиеся киоски, это означает падение тиражей в среднем на 20%, а массовые издания – 'Московский комсомолец', 'Жизнь', 'Комсомольская правда', 'Из рук в руки' – могут потерять до половины тиража",– прогнозирует глава АРПП Александр Оськин. Всего же, по оценкам распространителей, на ликвидируемый сегмент рынка приходится до трети объема продаж печатных СМИ в Москве.

       Вместо лотков и торговцев с рук московские власти планируют поставить в метро и рядом со станциями стационарные киоски и автоматы, торгующие прессой. Согласно постановлению до 1 февраля 2005 года столичный комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов должен провести тендер на право размещения в метро таких киосков. При этом очевидно, что уже работающие на рынке распространительские агентства не будут среди фаворитов этого конкурса. "Мы и так работаем на грани рентабельности, для участия в таком масштабном тендере у нас просто не хватит средств,– говорит глава компании 'Метрополитеновец' Михаил Литвинов.– А вместо того чтобы искать деньги на конкурс, сейчас мы будем вынуждены искать деньги для выплаты компенсаций людям, которых из-за постановления придется уволить".

       Наиболее реальным претендентом на установку этих киосков станет издательское сообщество. Вчера 11 крупных издательских домов (в том числе "Коммерсантъ", HFS, Independent Media, "Проф-Медиа", "Пронто-Москва") подписали соглашение о создании некоммерческого партнерства (НП) "Издательская инициатива". НП будет обладать инвестиционными возможностями, несопоставимыми с возможностями небольших компаний, работающих сейчас на рынке распространения: по данным Ъ, только за право участия в партнерстве издательские компании заплатили по $100 тыс. "Мы представим нашу инвестиционную программу московскому правительству и попросим предоставить нам право установить киоски по компенсационной программе без конкурса,– рассказал Ъ гендиректор 'Пронто-Москвы' Леонид Макарон.– Если это окажется невозможным – примем участие в тендере". При этом участники партнерства отмечают, что не собираются создавать на рынке нового игрока и будут сдавать свои киоски в аренду существующим распространительским агентствам.

       КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ


Мосгордума дистанцировалась от сексиндустрии

       Вчера комиссия Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья обсуждала концепцию законопроекта "Об особенностях распространения продукции сексуального характера в Москве", разработанную депутатом Людмилой Стебенковой. Согласно документу, секс-шопы не могут находиться в жилых зданиях, на центральных улицах, на территории рынков; должны иметь отдельный вход, отстоять не менее чем на 300 м от станций метрополитена, зданий государственных и местных органов власти и не менее чем на 500 м от кладбищ. Кроме того, секс-шопам запрещено демонстрировать образцы эротической продукции в витринах и допускать появления в этих магазинах несовершеннолетних лиц. Законопроект полностью запрещает наружную рекламу продукции сексуального характера и ее хранение в местах доступных для обозрения. По подсчетам Людмилы Стебенковой, количество секс-шопов в Москве за последний год увеличилось вдвое – с 25 до 50. "Секс-шоп есть даже возле Мосгордумы – у станции 'Кузнецкий мост'",– с возмущением констатировала она. По планам депутата Стебенковой контроль за распространением продукции сексуального характера в Москве должен осуществлять городской общественный совет по нравственности, в который войдут чиновники мэрии, специалисты образовательных, научных, культурных и медицинских организаций города.
Комиссия "концептуально" одобрила законопроект и направила необходимые документы в протокольный отдел мэрии. Причем депутат Стебенкова намекнула на то, что "мэр уже в курсе" и "в целом относится к такому законопроекту очень положительно".
       ЮЛИЯ Ъ-ОСИПОВА


КоммерсантЪ