Московское правительство достали из-под земли. ФАС недовольна распределением прав на продажу рекламы в метроКак стало известно Ъ, вчера территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ТУ ФАС) по Москве возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства правительством Москвы. В ФАС считают, что столичные чиновники безосновательно предоставили льготы ООО "Олимп" -- компании, которая управляет продажами рекламы в московском метро. Эксперты рынка говорят об очередном витке борьбы за передел рынка рекламы в метрополитене, объем которого оценивается в $30-50 млн в год. По итогам конкурса 2002 года над рынком рекламы в метро установил контроль концерн "Системы масс-медиа" (СММ; одно из подразделений АФК "Система"). Холдингу принадлежали два из четырех победителей -- компании "ТВ-проект" и "Максима". Вскоре "Система" установила контроль и над третьим победителем -- "Метрорекламой", дочерней компанией Московского метрополитена. Прошлой осенью контракт с победителями тендера был продлен на год, а 27 апреля этого года -- еще на семь лет. Об этом говорилось в постановлении правительства Москвы #270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене", которое предписало ГУП "Московский метрополитен" и комитету рекламы заключить соответствующий договор с ООО "Олимп" (управляющая компания, которая продает рекламу в метро от имени победителей конкурса 2002 года "Метрорекламы", "Максимы", "ТВ-Проекта" и "Альмакора"). Причем заплатить за это право "Олимп" должен был немногим более $18 млн в год (по ценам 2002 года). Между тем, по экспертным оценкам, объем рынка метрорекламы составляет порядка $30-50 млн в год. По информации Ъ, московское ТУ ФАС усматривает в упомянутом постановлении правительства Москвы #270-ПП признаки нарушения закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Юристы ФАС сочли, что ООО "Олимп" не имеет права продавать рекламу в метро от имени победивших в тендере 2002 года компаний. Свое решение они мотивируют, в частности, статьей 15 закона "О рекламе", согласно которой владелец транспортных средств и другого имущества, на котором размещается реклама,-- государственное унитарное предприятие "Московский метрополитен" либо Москомимущество -- должен был заключать договор не с "Олимпом", а с каждой из четырех компаний--победительниц тендера 2002 года. Заключив договор с "Олимпом", московские власти, по мнению ФАС, создали для компании благоприятствующие условия деятельности, которые могут повлечь ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В ТУ ФАС по Москве подтвердили информацию о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства московским правительством. По словам руководителя ТУ ФАС по Москве Таисии Ткачевой, вчера она действительно подписала соответствующий документ. В фирме "Олимп" комментировать возбуждение дела ФАС отказались. Между тем компании, от имени которых действует "Олимп", уверены в своей правоте. "Для меня очевидно, что правительство Москвы, как собственник, вправе само определять порядок распределения прав, подобных правам на размещение рекламы в метро. Да, было постановление о конкурсном порядке предоставления этих прав, однако потом правительство Москвы официально изменило свое первое решение, что закреплено соответствующим постановлением",-- считает заместитель генерального директора агентства "ТВ-проект" Данил Першин. Их поддерживают и представители "Системы". "270-е постановление правительства было выпущено не на пустом месте, а в результате рыночной процедуры, связанной с впервые проведенным конкурсом на размещение рекламы в метро,-- говорит первый заместитель генерального директора ОАО СММ, председатель совета директоров 'Метрорекламы' Андрей Камянов.-- Правота компаний, которые сейчас занимаются размещением рекламы в метро, для меня очевидна". По мнению экспертов рынка наружной рекламы, возбуждение ФАС дела в отношении московских властей говорит об очередной попытке передела рынка подземной рекламы. "Похоже, мы становимся свидетелями очередного витка борьбы за право продажи рекламных возможностей Московского метрополитена",-- полагает гендиректор агентства "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Напомним, что одним из основных претендентов на победу в конкурсе по метрорекламе в 2002 году называли компанию News Outdoor-Russia, лидера российского рынка наружной рекламы. Однако незадолго до тендера на главу компании Максима Ткачева было совершено покушение, и версия о связи нападения с рынком рекламы в метро была среди основных. До конкурса News Outdoor-Russia тогда так и не дошла: после того как была объявлена стартовая цена за право продажи подземных рекламоносителей -- $19,6 млн, компания объявила ее завышенной и не стала подавать документы. Борьба за рынок метрорекламы не стихает с начала этого года. В апреле Национальная ассоциация наружной рекламы (создана по инициативе News Outdoor) направила мэру Юрию Лужкову письмо, в котором предложила главе города провести новый конкурс на право размещения рекламы в столичном метро. 7 мая господин Лужков наложил на него резолюцию, в которой попросил вице-мэра Валерия Шанцева рассмотреть возможность проведения конкурсов на право размещения рекламы в подземке и в десятидневный срок подготовить соответствующие предложения. После этого вопрос о повторном конкурсе больше не поднимался. ТИМУР БОРДЮГ КоммерсантЪ |