Starbucks по-русски. Сеть кофеен потеряла право на имяЕлена Виноградова Кирилл Корюкин Американская Starbucks Corporation в России стала жертвой марочного пиратства. Корпорация лишилась права на свое имя, а тем временем франшизу на кофейни Starbucks начало продавать российское ООО Старбакс, которое не имеет к знаменитой сети никакого отношения.
Американская Starbucks зарегистрировала свой знак в России еще в 1997 г. А в 2002 г. компания Пресс попросила палату по патентным спорам Роспатента аннулировать регистрацию знака Starbucks Coffee, поскольку он не используется более трех лет. Нынешней весной Роспатент удовлетворил эту просьбу и отменил регистрацию знака Starbucks Coffee по классам МКТУ 32 (минеральные и фруктовые напитки) и 42 (услуги ресторанов, кафе) из-за длительного неиспользования. Как указано в материалах палаты, копия которых имеется в распоряжении Ведомостей, американцы могут продавать под маркой Starbucks в России только кофе и кофейные напитки, факт поставок которых в 2000-2001 гг. компании удалось доказать. Желающие использовать знаменитый брэнд нашлись незамедлительно. В сентябре Роспатент выдал свидетельство на знак, содержащий слово Starbucks, компании ООО Старбакс. Как рассказала Ведомостям гендиректор этого ООО Наталья Носова, компания принадлежит лично ей и создана для развития сети кафе Starbucks в России. Я заметила, что в России кофейни американской Starbucks не открываются, и после консультаций с юристами убедилась в возможности получить право на использование этого знака, рассказывает Носова. От знака Starbucks Corporation ее брэнд отличается отсутствием надписи Coffee и некоторыми графическими деталями. Теперь Старбакс собирается развивать франчайзинговую сеть. По словам Носовой, лицензия на использование знака для открытия ресторана или кафе минимум на три года обойдется в $30 000. Жестких требований к формату лицензионных кафе у Носовой нет, единственное обязательное условие наличие напитков из кофе. Старбакс планирует открывать и собственные кофейни, в которые Носова обещает вложить деньги, заработанные в строительном бизнесе. Параллельно Носова намерена отобрать у американской Starbucks и права на кофейный брэнд такой иск Старбакс и Пресс уже подали в московский арбитражный суд. В Starbucks Corporation комментировать ситуацию отказались. Юристы Starbucks настаивают, что корпорация не использовала свой знак в России по уважительным причинам. Корпорация давно планирует выйти на российский рынок, но анализ экономических условий показал, что пока это преждевременно, объясняет Владимир Шитиков из Baker & McKenzie, представляющей интересы корпорации. Чтобы доказать интерес к российскому рынку, Starbucks представляла в Роспатент копии переписки с потенциальными партнерами Аэрофлотом и Союзконтракт-холдингом. В этих компаниях прокомментировать ситуацию не смогли. В конечном счете знак Starbucks оказался в руках недобросовестных конкурентов, сетует Шитиков. Он уверен, что Старбакс и Пресс связаны с юристом Сергеем Зуйковым, известным нападками на многие популярные брэнды. Носова отрицает, что Зуйков юридически связан с ее компанией, хотя сам охотник за брэндами не стал отрицать, что консультировал Старбакс по некоторым вопросам. Рестораторы считают бесперспективной затею Старбакса. Серьезные компании не заинтересуются брэндом из-под полы, уверена Валерия Аракчеева, PR-директор Ростик Групп. Но американской Starbucks от этого не станет легче, ведь юристы считают, что вернуть имя корпорации будет нелегко. Владимир Бирюлин, партнер фирмы Городисский и партнеры, полагает, что Starbucks проще переждать три года и добиваться отмены регистрации знака на российский Старбакс из-за его неиспользования. А Зуйков вспоминает, как брэнд японской Akai сначала был аннулирован, а потом зарегистрирован на гонконгскую компанию Akai Universal Industriеs, учрежденную гражданами России. По его версии, после долгих переговоров японская Akai выкупила гонконгскую компанию за сумму с шестью нулями. Случаи выкупа знаков известны и Бирюлину, правда, по его данным, обычно цена ограничивается несколькими тысячами долларов. Ведомости |
|||