Продавец и покупатель станут неразлучныПримерно через полгода серьезно изменится существующая еще с советских времен система регистрации автомобилей в ГАИ, отчего покупателю и продавцу придется тратить на сделку намного больше времени. Но особенно усложнится перепродажа машин между разными регионами. «Газете.Ru» удалось выяснить некоторые подробности о предстоящих изменениях в порядке регистрации автомобилей в ГАИ, который начнет действовать примерно через полгода. Напомним, основное изменение процедуры заключается в том, что оформлять продажу автомобиля будет необходимо до снятия его с регистрации в ГАИ, то есть после прекращения права собственности на имущество. Как рассказал «Газете.Ru» заместитель начальника отдела организационно-методического обеспечения экзаменационной работы, регистрации автотранспорта и технического надзора ГУ ГАИ МВД РФ Сергей Зубриський, сейчас специалисты ГАИ готовят ведомственные инструкции для своих подчиненных и проект приказа министра внутренних дел, который введет их в действие. Новый порядок регистрации будет выглядеть следующим образом. После посещения комиссионного магазина или оформления договора купли-продажи, продавец автомобиля должен снять его с учета в ГАИ. Для этого ему нужно будет предъявить договор купли-продажи или справку-счет из комиссионного магазина. Постановка автомобиля на учет новым владельцем будет происходить точно так же, как сейчас. Самым простым следствием нового порядка станет неразбериха с моментом передачи денег за проданный автомобиль. Если покупатель сделает это при заключении договора, у старого владельца не будет стимула снимать автомобиль с учета, и, если участники сделки чужие друг другу люди, покупателю придется брать процедуру снятия с учета на себя или ехать в ГАИ вместе с продавцом. Если же деньги будут передаваться после снятия с регистрации, возникнет странная ситуация, при которой машина уже продана, но деньги продавец не получил. Случись чего по дороге из комиссионного магазина в ГАИ – непонятно, кому за это отвечать. К тому же машина на какое-то время окажется зарегистрированной на человека, который ею юридически не владеет. Еще сложнее будет проводить сделки с машинами из других регионов. Касается это, в первую очередь, пригнанных на продажу машин. Сейчас после заключения сделки на авторынке в Москве покупателю достаточно поехать в ГАИ и зарегистрировать машину на себя. По новым правилам получится, что продавцу машины, прошедшей таможню и стоящей на учете в Калининграде или Владивостоке, придется после продажи в Москве ехать в свою ГАИ, чтобы аннулировать регистрацию автомобиля. При этом в паспорте транспортного средства будет записан уже новый владелец. То есть для покупки машины, стоящей на учете в другом городе, покупателю придется ехать туда с деньгами и разбираться с перегоном своими силами. Если совместная поездка продавца и покупателя из Москвы в Калининград, где проходит таможню большое количество подержанных иномарок, еще выглядит более или менее реальной, то поездка с той же целью во Владивосток вряд ли осуществима. Получится, что новый порядок регистрации сыграет на руку отечественному автопрому: одни из его главных конкурентов – праворульные машины из Японии – будет практически невозможно переправить в европейскую часть России в большом количестве. Чтобы решить проблему «долгой продажи», можно было бы оформить сделку с помощью банковского депозитария. Примерно как при продаже квартиры, покупатель перед оформлением сделки положит деньги в ячейку в банке, и банк выдаст деньги продавцу после снятия с регистрации автомобиля. Однако продавцу будет нечего предъявить банку для подтверждения о снятии с регистрации автомобиля. «Никакого свидетельства или справки о снятии с учета в ГАИ продавцу выдавать не предусматривается, – говорит Сергей Зубриський. – Все изменения будут внесены только в паспорт технического средства». То есть продавцу и покупателю останется один вариант: приходить в банк за деньгами вместе. В результате новая норма, вроде как нацеленная на защиту прав граждан (изменения вносятся на основании решения Верховного суда), серьезно усложняет жизнь всем участникам процесса. «Старая норма была проверена десятилетиями и адекватно отражала наш менталитет и организацию жизни, – говорит Сергей Зубриський. – Но оказалось, что она противоречит Гражданскому кодексу. Мы работали по жизни, а не по закону. Нас поправили. Теперь мы будем делать так, как сказало правительство». Зубриський признал, что сложностей для автомобилистов теперь будет больше. «Но этот вопрос уже к Верховному суду», – сказал он. Пока что все сделки оформляются по старинке. Можно предположить, что новые правила вступят в действие еще не скоро. В течение трех месяцев после выхода постановления правительства N 408, то есть до 12 ноября этого года, ГИБДД должна разработать проект изменения «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД». После того как ГИБДД согласует эти изменения с министерствами обороны и транспорта, приказ подпишет министр внутренних дел, после чего документ зарегистрируют в Минюсте и опубликуют, а через десять дней после этого он вступит в силу. Кроме того, до вступления в силу новых правил Минэкономразвития должно внести изменения и в правила комиссионной торговли, которыми руководствуются комиссионные магазины при оформлении сделок. На весь процесс должно уйти не менее полугода. Газета.RU |