17.09.2004

В пивную!



Кирилл Горский

Осень — невеселое время для пивоваров: чем холоднее, тем меньше население покупает пива. А нынешняя осень оказалась для них печальной вдвойне. Сначала, несмотря на героическое сопротивление отраслевых лоббистов, Госдума расправилась с рекламой пива: теперь мало того, что ее можно показывать по телевизору лишь в строго ограниченное время, так еще и совершенно непонятно, что показывать. К примеру, персонажи роликов не имеют права на нормальное человеческое поведение — утолять пенным напитком жажду, а выпив — демонстрировать удовольствие или, согласно формулировке законодателей, “улучшение физического или психического состояния”. Заказчики роликов спешно убирают из рекламы проявления естественных, в общем-то, человеческих реакций. Результат логичен: как справедливо отметил на прошлой неделе один из высокопоставленных телевизионщиков, талантливые ролики превращаются в идиотские, а объемы телерекламы пива упали уже в 2,5 раза.

Это бы еще полбеды, но законодатели, воодушевясь первыми победами, решили ударить не только по производителям, но и по продавцам, а заодно уж и по потребителям. Ко второму чтению готовится законопроект “Об ограничении розничной продажи и мест потребления пива и напитков, изготовленных на его основе”. Наиболее яркое его положение — запрет пить пиво “на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, а также в других общественных местах”.

То, что этот закон не станет выполняться немедленно после принятия, очевидно. Привычка пить пиво из бутылки, не отходя от ларька, въелась за последние 10-15 лет крепко, и никакая милиция население от нее сразу не отучит, хотя и откроет для себя неплохой дополнительный приработок. Однако, уяснив, что за пиво приходится платить дважды — продавцу и милиционеру, потребитель непременно станет искать пивную.

Известно, что пиво — один из самых высококонкурентных потребительских рынков в России, чем, собственно, и объясняется то, что пивовары до 5 сентября были на отечественном телевидении одними из крупнейших рекламодателей. И лишение возможности продвигать свою продукцию с помощью телевизионной рекламы неизбежно подтолкнет пивоваров к поиску новых каналов коммуникации с потребителем — любых, какие только окажутся эффективными. И высвободившиеся многомиллионные рекламные бюджеты будут закачаны в эти каналы.

Закон об ограничении мест продажи и потребления пива может быть принят уже нынешней осенью, так что к началу следующего пивного сезона нужду в большом количестве пивных могут почувствовать не только любители пива, но и его производители. Оборудование уличного кафе с фирменными тентами, пластиковыми столиками и парой разливных кранов стоит несколько тысяч долларов — на высвобождающиеся рекламные бюджеты “зонтики”, “грибки” и “резинки” можно строить тысячами. И никто не поручится, что, поставив заслон на пути одной крайности — “чрезмерного” количества пивной рекламы, заботящиеся о здоровье нации законодатели не превратят к следующему лету российские города в огромные распивочные.



Ведомости