13.09.2004

Помощь по мелочи получит малый бизнес



Светлана Иванова

Малые предприниматели напрасно надеялись на то, что в новом году из Налогового кодекса исчезнут все нормы, мешающие развиваться их бизнесу. Чиновники ограничились “технической правкой” кодекса и теперь обещают сосредоточиться на закрытии налоговых лазеек.

В главе Налогового кодекса, посвященной “малышам”, ошибки обнаружились еще до того, как она вступила в силу 1 января 2003 г. Исправив самые вопиющие недочеты, правительство обещало обобщить претензии налогоплательщиков и радикально переписать главу 26 этой осенью.

В распоряжении “Ведомостей” оказался проект поправок, подготовленных Минфином. В октябре они будут внесены в правительство. Чиновники рассчитывают, что Дума рассмотрит их до конца осенней сессии, а 1 января 2005 г. они вступят в силу.

Минфин прислушался к просьбе “малышей” и повысил сумму годового оборота, дающего право перейти на упрощенную систему. Правда, максимальная годовая выручка увеличится с 15 млн руб. лишь до 18,5 млн руб. А от идеи ежегодно индексировать эту сумму с учетом инфляции авторы поправок вообще отказались.

Изменение порога станет ощутимым, только если он будет поднят до 80-100 млн руб. в год, критикует чиновников руководитель налогового комитета организации малых предпринимателей “ОПОРа России” Александр Паперно. Иначе упрощенка так и не станет доступна производственным предприятиям, у которых норма прибыли небольшая, зато обороты существенно выше заложенного в законе ограничения. “Упрощенная система создавалась, чтобы поддерживать именно стартующий бизнес, — возражает чиновник Минфина. — А когда фирма набирает обороты, она должна платить налоги наравне со всеми”.

Нет в поправках и другого важного для “малышей” новшества — возможности совмещать упрощенку с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС). Поскольку предприниматели, работающие на упрощенке или вмененке, освобождены от НДС, они теряют клиентов. Обычно предприятие платит в бюджет только разницу между НДС, полученным от покупателей и уплаченным поставщикам. А “малыши” не имеют права выписывать счета-фактуры, на основании которых их покупатели потом могут уменьшать свой налог. “Надо разрешить уплачивать НДС тем, кто в этом заинтересован”, — советует владелец магазинов по продаже трикотажа Андрей Насонов. “Вопрос о совмещении НДС и упрощенной системы налогообложения обсуждался, но безупречный механизм этого совмещения не был найден”, — объясняет чиновник Минфина.

Зато авторы поправок устранили ошибку, которая была заложена еще в первой редакции главы 26. Она запрещала торговым предприятиям включать в расходы затраты на приобретение товаров. Поэтому около 70% малых предприятий, которые переходили на упрощенку с 1 января 2003 г. и должны были выбрать объект налогообложения до конца ноября 2002 г., предпочли платить 6%-ный налог с выручки, а не 15%-ный — с разницы между доходами и расходами. В конце декабря 2002 г. президент подписал закон, исправивший неточность, но воспользоваться им смогли только те предприниматели, кто перешел на упрощенную систему после 1 января 2003 г. Самые первые плательщики налога по упрощенной системе до сих пор платят налог по невыгодной для себя ставке — ведь по закону ее можно выбрать только один раз за всю историю предприятия. Минфин собирается разрешить тем, кто перешел на упрощенку с 1 января 2003 г. и выбрал в качестве объекта налогообложения выручку, еще раз изменить объект налогообложения.

На этом приятные для “малышей” новости заканчиваются. Авторы поправок вошли в положение регионов, в бюджеты которых и поступают налоги малого бизнеса, и в полтора раза повысили базовую ставку налога на вмененный доход. Например, для бытовых и ветеринарных услуг ставка повышается с 5000 руб. до 7500 руб. в месяц, а для авторемонтников — с 8000 руб. до 12 000 руб. “Регионы в новом году лишатся части доходов”, — поясняет чиновник Минфина. А его коллега из Минэкономразвития говорит, что глава о налогах на “малышей” еще будет дорабатываться с целью закрыть лазейки, позволяющие крупным компаниям экономить на налогах с помощью упрощенки.

“Правительство опять не дает нам времени на детальный анализ своих предложений”, — сетует зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин. Он опасается, что принятие поправок в спешке чревато новыми ошибками, осложняющими работу малого бизнеса.



Ведомости