07.09.2004


Месяц "МегаФона". В августе оператор подключил в полтора раза больше абонентов, чем в июле



Светлана Витковская
Игорь Цуканов

Активный рост абонентов мобильной связи не перестает удивлять аналитиков. В августе к российским сотовым сетям подключилось более 3 млн новых абонентов, а наибольшего успеха добился “МегаФон”, подключивший в столице на 50% больше абонентов, чем в июле, и почти сравнявшийся по числу новых подключений с МТС.


По данным ACM-Consulting, за август российские сотовые операторы подключили 3,1 млн новых абонентов в России и 0,63 млн в странах СНГ (с учетом присоединения клиентов узбекской Uzdunrobita к МТС). Общее количество пользователей сотовой связи в России на конец августа составило 55,63 млн человек, в том числе 14,3 млн в Москве и 4,83 млн в Санкт-Петербурге. Абонентская база МТС возросла на 1,5 млн человек до 26,44 млн, “ВымпелКома” (“Би Лайн”) – на 1,17 млн до 18,47 млн, “МегаФона” – на 0,75 млн до 10,51 млн.

“Тенденция роста сохраняется, и затухания интереса к сотовой связи не видно”, — констатирует аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Количество подключений растет даже в Москве, где трудно встретить человека без сотового телефона, а проникновение сотовой связи достигло 84,4%. За прошлый месяц в столице подключили 574 400 абонентов, или на 59% больше, чем в июле. При этом, как отмечает старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев, емкость московского рынка переоценена примерно на 10% из-за приезжих, которые могут покупать sim-карты и считаются московскими абонентами.

При этом эксперты отмечают успех “МегаФона”, который по новым подключениям в Москве почти догнал МТС. “Август — абсолютный рекорд нашей компании по чистому приросту абонентов — более 170 000”, — радуется советник гендиректора московского “МегаФона” Роман Проколов. Результат МТС — 185 000. Проколов надеется, что сентябрьские результаты “МегаФона” будут сопоставимы с августовскими. Он связывает успех с традиционным всплеском продаж по окончании сезона отпусков, а также с запуском нового тарифа FIX, абоненты которого платят только за звонок независимо от продолжительности разговора. Новый тарифный план стал причиной успеха, соглашается аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Однако долгосрочного эффекта это, по ее мнению, не принесет и через два-три месяца количество подключений будет падать.

Решив свои проблемы с номерной емкостью, вернул себе лидерство по новым подключениям “ВымпелКом”. В июле его доля в Москве составила жалкие 6% — из-за реорганизации правительства разработать новые правила выдачи номерной емкости было просто некому, а уже имевшиеся у “ВымпелКома” номера заканчивались. Но в конце августа необходимые документы были утверждены и все встало на свои места. По итогам месяца доля “ВымпелКома” выросла в столице до 39%, а МТС — снизилась с 64% до 32%: компания подключила на 45 000 абонентов меньше, чем в июле.

Впрочем, лидерство “ВымпелКома” и МТС носит цикличный характер и в январе-феврале будущего года МТС вырвется вперед, напоминает Погребинский.

Сентябрь же, по прогнозам аналитиков, станет месяцем “ВымпелКома”. Решив проблему дефицита номеров, компания в сентябре увеличит срок сохранения заблокированных номеров с 3,5 до 6 месяцев, что избавит компанию от оттока абонентов (из-за этого с июня отток абонентов у “ВымпелКома” был завышен, а статистика подключений — занижена). По мнению Погребинского, это добавит “ВымпелКому” в сентябре примерно 100 000 абонентов. Еще более 600 000 абонентов компании прибавит завершенная вчера сделка по покупке казахского оператора “КаР-Тел”.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ОЦЕНИЛИ

По оценкам iKS-Consulting, в первом полугодии 11% выручки, или $360 млн, операторы получили за счет дополнительных услуг. Доля “ВымпелКома” в этом сегменте составила 39%, МТС — 35%, а “МегаФона” — 19%. В iKS-Consulting прогнозируют увеличение продаж дополнительных услуг в 2004 г. на 140% по сравнению с 2003 г. — до $950 млн, а в 2005 г. — до $1,5 млрд.



Ведомости