20.08.2004

Фридман сыграет на рояле для себя и посетителей своего бара



Юлия Ярош
Татьяна Романова

Собственный пьяно-бар на Патриарших прудах открывают председатель совета директоров “Альфа-групп” Михаил Фридман и вице-президент Альфа-банка Александр Гафин. Причем Фридман даже обещал иногда там музицировать. Инвестиции в рестораны становятся все популярнее у крупных бизнесменов, но вот рассказывать об этом они не любят.


Московский рынок общественного питания оценивается его участниками в $1–1,5 млрд в год, ежегодный прирост составляет 30–40%. По мнению экспертов компании “Магазин готового бизнеса”, занимающейся продажей ресторанов, всего в Москве работает около 2500 кафе, баров и ресторанов, но приоритетным этот бизнес является только для владельцев 40% заведений. Около 2% владельцев – звезды или просто известные люди.

Эксперты утверждают, что участие известного человека в создании ресторана — половина успеха заведения. Не зря вначале в ресторанный бизнес пошли звезды телевидения, кино и шоу-бизнеса. Одним из первых свой ресторан “Золотой Остап” (сейчас это “Порто Мальтезе”) открыл актер Арчил Гомиашвили, сыгравший роль Остапа Бендера. Михаил Ширвиндт вместе с актером Антоном Табаковым открыли ресторан “Штольц”. Телеведущий Владимир Познер — совладелец ресторана “Жерольдин”, Антону Табакову принадлежат “Цыплята Табакоff”, “Обломов на Пресне” и еще несколько ресторанов, Федору Бондарчуку и Степану Михалкову — ресторан “Ваниль”.

Но и бизнесменам из более “серьезных” сфер, которым приходится посещать рестораны, все чаще приходит мысль инвестировать в этот бизнес. Как стало известно “Ведомостям”, в сентябре на Патриарших прудах должен открыться пьяно-бар “Цвет ночи” — совместный проект главы наблюдательного совета “Альфа-групп” Михаила Фридмана и члена совета директоров группы Александра Гафина. В небольшой бар на 60 мест партнеры инвестируют $300 000, сообщил Гафин. “Ежевечерне там будет звучать в качестве фона живая музыка, под которую можно поговорить, не повышая голос, — рассказывает Гафин. — Мы активно пользуемся услугами московских ресторанов, но не нашли подобного заведения”. Михаил Фридман обещал иногда музицировать в кафе для собственного удовольствия, говорит участвующий в этом проекте московский ресторатор Михаил Зельман.

Гафин затруднился вспомнить других известных бизнесменов, занявшихся ресторанным делом. Правда, уже несколько лет в Москве успешно работают два американских ресторана Starlite Diners, совладельцем которых является коллега Гафина председатель совета директоров управляющей компании “Альфа-Капитал” Бернард Сачер.

“Олигархи и просто богатые, но менее известные люди стремятся открыть свой ресторан. Как правило, это "придворное заведение" для себя и своего круга. Прибыль здесь не самоцель, но важна окупаемость”, — рассказывает руководитель проекта ресторанного консалтинга агентства “Асессор” Андрей Петраков. “Мой ресторан отнюдь не филиал нашей переговорной, — возражает председатель совета директоров компании "Вашъ финансовый попечитель" Василий Бойко, владелец ресторана "Венеция" на Бауманской. — Я вообще редко хожу в рестораны и предпочитаю свой”. Бойко говорит, что сам участвовал в разработке дизайна, чтобы придать заведению индивидуальность. Из ресторанов, принадлежащих представителям “большого бизнеса”, Бойко вспомнил Green на Кутузовском проспекте, открытый акционером группы “ОГО” Ильей Хайкиным, а также ресторан “Роберта”, принадлежащий Климу Позднякову, замдиректора компании “Знак”. Корреспондентам “Ведомостей” известно еще несколько топ-менеджеров крупных компаний и банков, вложивших собственные средства в рестораны, но они не желают это афишировать.

Президент крупной промышленной группы, которому принадлежит модный клуб в центре Москвы, “категорически не хочет, чтобы его упоминали в статье”. “Понимаете, никто не знает, что это мой клуб. Его управляющие ищут спонсоров в обычном порядке”, — объяснил он “Ведомостям”.

“Для московских бизнесменов ресторан чаще имиджевое решение. Совсем другое дело, бизнесмены из регионов России и стран СНГ, — рассказывает Владислав Кочетков, эксперт "Магазина готового бизнеса". — К нам часто обращаются директора региональных предприятий, которые знают объем и рост ресторанного рынка Москвы. Они покупают прежде всего эффективный бизнес”. По его словам, недавно к ним обращались “представители одного из видных политиков Казахстана”, которые располагали суммой в $10-12 млн и собирались приобрести 6-7 ресторанов в Москве. Услугами агентства воспользовался и гендиректор сталепромышленной красноярской компании: он хочет купить 5-7 столичных ресторанов.



Ведомости