20.08.2004

Телевидение подорожало



Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) в среду выразила крайнее недовольство решением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) увеличить на 20% тарифы за использование телерадиопередатчиков и пытается его отменить.

29 июля ФСТ приняла решение повысить с 1 сентября тарифы для всех теле- и радиоканалов. На этом ГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) планирует заработать около 600 млн рублей, которые пойдут на покупку новых передатчиков.

Но НАТ не согласна. Президент ассоциации Эдуард Сагалаев обратился с заявлением о неправомочности этого решения к гендиректору РТРС Геннадию Скляру, министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову, руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) Михаилу Сеславинскому и руководителю ФСТ Сергею Hовикову. Решение о повышении тарифов было подготовлено еще МАПом и должно было быть принято в мае. Однако из-за реформы правительства его приняли позже. Повышение тарифов коснется всех, кроме государственной радиостанции «Голос России», не имеющей внебюджетных вливаний.

Изначально, кстати, РТРС просила увеличить тарифы на 30%. Но и 20% каналы не обрадовались.

Считается, что и существующие тарифы едва по плечу вещателям. В последний раз тарифы повышались чуть больше года назад – с 1 июля 2003 года. Тогда, правда, повышению предшествовали рабочие консультации между МПТР РФ, МАП, РТРС и НАТ, что позволило учесть интересы всех сторон.

Именно то, что с основными игроками рынка никто не посоветовался и решение приняли фактически за спиной у вещателей, больше всего их возмутило. «Надо прийти к ведущим игрокам и сказать: господа, я вам создам проблемы, потому что надо поднимать тарифы, – объяснил "Газете.Ru" позицию НАТ ее президент Эдуард Сагалаев. – И тогда господа скажут: мы понимаем, поднимайте, но только давайте обсудим мотивированность объема, сроки и так далее. Мы все в рынке и понимаем неизбежность роста тарифов. Весь вопрос в том, чтобы не создавать форсмажор ни для кого. Все в отпусках, все ждут подлянки, потому что привыкли ждать. Но не такой же!
Все распланировали доходы, расходы, сверстаны бюджеты – и вдруг такое!»

РТРС утверждает, что повышение тарифов необходимо, поскольку на программу модернизации передатчиков из бюджета никаких средств не выделено.

НАТ же считает, что финансово-экономического обоснования для повышения цен нет. Как говорится в обращении, принятый процент повышения носит произвольный характер. Ни стоимость электроэнергии, ни зарплата, ни другие платежи операторов связи, ни инфляция с июля 2003 года не выросли на 20%. Стоимость новых отечественных передатчиков за последние пять лет не повышалась ни разу – наоборот, по ряду типов произошло снижение цен.

Кроме того, в соответствии с отчетом самого ФГУП РТРС, результаты его финансово-экономической деятельности в 2003 году неплохие: объем выручки от реализации услуг по сравнению с 2002 годом вырос на 18%; выработка на одного работника увеличилась на 17%; показатель чистой прибыли увеличился на 228%.

Представляется, что ответ на этот вопрос лежит в плоскости необоснованных затрат ФГУП РТРС, не имеющих отношения к основной уставной задаче – обеспечение свободного эфирного телерадиовещания, но производящихся за счет платежей вещателей.

В связи с этим Сагалаев предлагает создать в РТРС наблюдательный совет, который позволит обеспечить прозрачность производственно-технической и финансово-экономической политики компании.

«Это определенные правила корпоративной этики, которые включают в себя и жесткие приемы, – заявил "Газете.Ru" Эдуард Сагалаев. – Когда с тремя каналами не советуются и не согласовывают такие серьезные вещи, как введение новой шкалы тарифов, в ответ на это организация (РТРС) должна получить по полной программе. Включая и то, что в другое время осталось бы под ковром. Мы знаем, что у РТРС и до прихода Скляра, и после существовали структуры и "дочки", не имеющие прямого отношения к деятельности. Мы молчим. Мы знаем, что был объявлен тендер на дорогостоящее оборудование, который выиграла российская компания, а купили у западной за очень большие деньги. Но мы молчим, просто намекаем, что можем пойти и дальше, если с нами не будут считаться. Это нормальная демонстрация мускулов, а не война».

НАТ надеется на то, что сроки принятия тарифов удастся перенести. Если повышение тарифов произойдет все же с 1 сентября, каналы выполнят это решение правительства, но за счет программного продукта, то есть в ущерб интересам аудитории. «Деньги, которые планировалось потратить на покупку фильмов, на производство дорогостоящих программ, пойдут на уплату тарифов, – говорит Эдуард Сагалаев.

– Непонимание этого механизма нас и возмущает больше всего. Технические организации относятся к телевидению как к идеологической машине, не отдавая себе отчет, что с этой машиной надо обращаться сверхосторожно. Весь пафос нашего обращения в том, что с нами надо обращаться осторожно. Не потому, что мы крутые, а потому, что мы – сложная и современная машина: бросишь маленький камешек, и все начнет ломаться и буксовать».

Газета.RU