Китайцы готовы разорвать ЮКОС на кускиКитай готов купить «Юганскнефтегаз», заявил в четверг советник по экономике посольства КНР в России Фан Чуньюн. Возможность участия иностранцев в сделке вряд ли всерьез обсуждается российскими властями, уверены на рынке. «Китай заинтересован в участии в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза», – заявил Фан Чуньюн журналистам на пресс-конференции по итогам визита делегации посольства в Ханты-Мансийский автономный округ. «В этой ситуации главный вопрос – политика самой России в отношении иностранных компаний, позволит ли РФ иностранным компаниям участвовать в процессе покупки активов компании или нет, – сообщил представитель КНР. – Естественно, если будут реальные предложения со стороны РФ, мы их будем рассматривать». «А разве аукцион уже объявлен? – отреагирован на заявление Фан Чуньюна аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Впрочем, для Китая это абсолютно логично». КНР сейчас как никогда заинтересована в расширении сырьевой базы. Более того: именно ЮКОС является традиционным поставщиком нефти в Китай. Китайские власти, видимо, считают покупку добывающих активов ЮКОСа лучшим средством гарантировать стабильность дальнейших поставок. Но вряд ли китайцев пустят на российский нефтяной рынок. «Государство не допустит участия китайских компаний в аукционе по «Юганскнефтегазу», – считает Мангилев. Прецеденты уже были, в том числе и в нефтяной сфере, напомнил аналитик. Попытка китайской государственной нефтяной корпорации CNPC принять участие в аукционе по продаже «Славнефти», предпринятая в 2002 году, окончилась неудачей. «Сегодня для Китая важнее российский газ, чем российская нефть», – заметил начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Однако в долгосрочной перспективе Китай будет все больше зависеть от импорта нефти. Поэтому стремление приобрести компанию, дающую около 1% мировой добычи, аналитик считает естественным и оправданным. Покупка «Юганскнефтегаза» Китаем была бы выгодна и России, считают на рынке. «В геополитическом плане это позволило бы РФ лучше интегрироваться в экономику АТР и составить конкуренцию активно работающим на этом рынке американским компаниям», – пояснил Максим Шеин. Однако аналитик считает такую сделку маловероятной. И дело не только в стремлении государства поставить нефтяную отрасль под свой контроль. Помимо выгод, продажа крупной российской нефтедобывающей компании иностранцам таит в себе и опасности. В частности, может оказаться, что российская нефть, добытая российскими компаниями, будет конкурировать на западных рынках с российской же нефтью, добытой китайцами. Поскольку возможности экспорта юганской нефти в Китай ограничены из-за отсутствия трубопровода, такой сценарий представляется вполне вероятным. Очевидно, что построить собственный трубопровод из Нефтеюганска китайцам не позволят. Не станет этим заниматься и «Транснефть», сделавшая ставку на проект «Тайшет-Находка». Кстати, «Транснефть» должна возражать против продажи «Юганскнефтегаза» китайцам еще и по той причине, что такая сделка поставит под сомнение целесообразность ее дорогостоящего тихоокеанского проекта. Предполагается, что по маршруту Тайшет–Находка будет ежегодно перекачиваться 55–60 млн тонн нефти. Основным ее источником должны стать добывающие предприятия Западной Сибири, из которых «Юганскнефтегаз» – самое крупное. В случае его продажи китайцам можно уверенно говорить о том, что нужных объемов нефти, стоимость которой оценивается в $16 млрд, «Транснефть» не дождется. Для китайского инвестора на первом месте будет стоять экспорт нефти на родину, а ответвление на Дацин в окончательном проекте «Транснефти» не предусмотрено. Директор по аналитике и информации ИГ «Регион» Анатолий Ходоровский идею о том, что «Юганскнефтегаз» может быть продан китайцам, называет абсурдом. По его мнению, это не нужно ни Китаю, ни России. «Китайцам можно продать ЮКОС, но не «Юганскнефтегаз», – заметил Ходоровский. «Добывающее предприятие не может существовать обособленно, – объясняет эксперт. – У того же «Юганскнефтегаза» есть налаженные технологические связи, которые будут разорваны, если он превратится в обособленное предприятие». Анатолий Ходоровский согласен с мнением, что продажа «Юганскнефтегаза» китайцам сделает их конкурентом российским нефтяным компаниям. Кроме того, иностранцы будут всеми силами стараться как можно больше нефти вывезти из страны, что крайне негативно отразится на и без того высоких ценах на бензин. «Думаю, российская власть этого не допустит. Если Китай хочет иметь нефть, не обязательно бурить в каждом дворе по скважине», – заметил Ходоровский, намекая на имевший место во времена культурной революции прецедент, когда в каждом дворе выплавляли сталь. Газета.RU |