13.08.2004

Последняя миля. Что может получить участник бонусной программы авиакомпании



Бонусные программы для поощрения постоянных клиентов есть почти у всех крупных иностранных и российских авиакомпаний. Чаще их называют программами поощрения часто летающих пассажиров. Участником таких программ может стать любой пассажир, надо только внимательно изучить правила и выбрать авиакомпанию.

Европейские авиагиганты запустили свои бонусные системы с конца 80-х - начала 90-х годов. Например, Executive Club - бонусная программа British Airways - заработала с 1985 года. В 1993 году начала действовать Miles&More, программа авиакомпании Lufthansa. Российские авиакомпании присоединились к премиальному движению на несколько лет позже. В 1995 году запустила программу "Трансаэро-привилегия" авиакомпания "Трансаэро", а с 1999 года появилась бонусная программа "Аэрофлота" - "Аэрофлот-бонус". Есть своя программа у авиакомпании "Сибирь" (Sky7) и "Красэр" (Krasair-premium). По количеству участников среди российских компаний на сегодняшний день лидирует "Аэрофлот-бонус".

Чтобы стать участником любой бонусной программы, прежде всего надо определиться с авиакомпанией, выбрать ту, самолетами которой вам чаще всего приходится летать, и зарегистрироваться. Оформить участие можно на борту самолета, в представительстве авиакомпании или на интернет-сайтах. После этого участник получает индивидуальную карточку с номером. Например, участник Miles&More, зарегистрировавшись, сразу же получает номер и временную карточку. После того как он накопит 3000 миль на счету, выдается постоянная пластиковая карточка. В программе "Аэрофлот-бонус" пассажир получает карточку по почте в срок от 6 до 8 недель. Но, как утверждает Гелена Бахолдина, заместитель директора департамента по маркетингу "Аэрофлот-бонус", если зарегистрироваться на интернет-сайте, то временную карточку с номером можно получить сразу.

Дальше участник начинает набирать за каждый полет баллы или мили в зависимости от того, какая система принята в программе. Кроме собственно налета дополнительные очки засчитываются и за полеты более высокими классами обслуживания, учитываются тарифы бронирования, пользование услугами партнеров программ (другие авиакомпании, гостиницы, аренда автомобилей, пользование банковскими кредитными картами), а также участие в многочисленных акциях.

- В программе "Аэрофлот-бонус" премиальные очки начисляются в баллах, - говорит Гелена Бахолдина, - один балл равен одному километру за полет в экономическом классе. Кроме основных баллов есть еще и дополнительные. Так, за полет в экономическом классе по классу бронирования Y дополнительно начисляются 25 процентов, за бизнес-класс (классы бронирования C и J) - 100 процентов и за первый класс (класс бронирования F и A) - 200 процентов. Минимальное количество баллов, за которые можно получить бесплатный премиальный билет в экономическом классе по многим направлениям, например, в Вену или в Варшаву, - 20 тысяч.

- Для заказа премиального билета в экономическом классе по программе Miles&More из Москвы в Европу необходимо набрать минимум 30 тысяч миль, - говорит Наталья Вештемова, специалист отдела маркетинга авиакомпании Lufthansa, - но клиент может принять участие в программе на условиях Fly Smart - предложение для пассажиров, быстро принимающих решение. Билет бронируется в срок от двух недель до 4 рабочих дней до вылета, в этом случае экономится от 20 до 50 процентов премиальных миль. То есть премиальный билет в Европу можно получить за 15 тысяч миль.

Есть бонусные программы и с другими видами накопительных систем. Например, "Трансаэро-привилегия" начисляет очки в зависимости от количества полетов - за каждый полет полагается определенное количество баллов.

Успешно зарабатывать баллы можно на любых маршрутах, летая и над территорией России, и за рубеж. Но понятно, что на дальних расстояниях, да еще в повышенном классе на получение бесплатного билета можно рассчитывать быстрее. К примеру, по программе "Аэрофлот-бонус" один раз достаточно слетать по маршруту Москва-Токио-Москва в бизнес-классе, чтобы получить два бесплатных полета в Вену. Четыре полета из Москвы в Лондон и обратно эконом-классом (за один полет начисляется 5014 баллов) позволят получить премиальный билет в Европу.

В некоторых программах иностранных компаний, в частности Lufthansa и Alitalia, предусмотрена возможность докупать недостающие до бесплатного билета очки. В Miles&More за 60 евро продают две тысячи миль, правда, в течение года можно купить не более 10 тысяч миль, и сделать это можно только по интернету.

Бесплатный билет - это далеко не единственная премия, которую может получить участник бонусной программы.

- Тратить мили можно по-разному, - говорит Наталья Вештемова, - кроме бесплатного билета в обмен на накопленные мили можно получить повышение класса обслуживания, купить билет эконом-класса, а лететь бизнесом. На мили можно взять напрокат автомобиль в компаниях - участниках программы, сертификатом, полученным в обмен на мили, заплатить в гостиницах, опять же партнерских, даже купить последнюю модель мобильного телефона.

Кроме того, за постоянство авиакомпании выдают клиентам специальные бонус-карты, дающие пассажирам различные привилегии: возможность перевезти бесплатно большее количество багажа, получить приоритет на листе ожидания, пользоваться VIP-залами и другие.

У некоторых российских авиакомпаний процедура получения премии может занимать достаточно длительное время.

- Получить бесплатный билет в иностранной компании гораздо проще, чем в российской, - говорит Елена Гуркова, генеральный директор туристической компании "Валтекс-Тревел", - надо просто позвонить в офис бонусной компании, оператор по компьютеру проверит, достаточное ли количество баллов на счету, и сразу же можно забронировать билет, конечно, при наличии мест. Подтверждают бронирование в течение 1-3 дней. В российских компаниях ждать получения сертификата на приобретение билета приходится порой месяца полтора.

По словам Гелены Бахолдиной, на сегодняшний день срок выписки сертификата действительно составляет 30 дней. Связано это с необходимостью проверки правомерности начисления баллов на счет, но авиакомпания работает над сокращением сроков выдачи сертификата.

В то же время в отличие от многих иностранных компаний в том же "Аэрофлоте" нет квотирования мест на премиальные билеты. При наличии свободных мест всегда можно приобрести билет. Квоты же означают, что, например, в разгар сезона бонусных билетов просто не предусмотрено.

Участникам бонусных программ следует также иметь в виду, что израсходовать накопленные за год баллы необходимо в течение двух последующих лет (в некоторых программах - в течение 36 месяцев). В противном случае они сгорают. Премиальные билеты не оформляются с открытой датой. В случаях отмены рейсов по техническим или метеорологическим причинам баллы не начисляются. Не начисляются они также и при полетах на чартерных рейсах. Копии билетов и посадочные талоны не стоит выбрасывать, они понадобятся, если придется доказывать, что вам неправильно начислили баллы, что случается нередко.

Известия