13.08.2004

На дирижабли пересядут гаишники, омоновцы и электромонтеры



Давно обещанные москвичам пилотируемые дирижабли, благодаря которым сотрудники ГИБДД смогут с воздуха контролировать ситуацию на столичных автотрассах, наконец-то взмыли в воздух. Правда, пока лишь для тренировочных полетов в подмосковном Жуковском. Над Москвой их, как обещают, можно будет увидеть уже в сентябре, ко Дню города. Если только не будет сильного ветра - на презентации в минувший вторник при скорости ветра 10 м/с воздушное судно подняли лишь на несколько метров от земли, больше не рискнули.

"В час он расходует всего 15 литров 95-го бензина"

Идея контролировать столичные трассы с воздуха родилась у московских властей еще в конце 2002 года. Именно тогда воздухоплавательный центр "Авгуръ" получил правительственный заказ на два пилотируемых дирижабля Au-12 и три привязных аэростата "Барс". Подняться в воздух они должны были еще в декабре 2003 года, но реализация замысла оказалась сложнее, чем ожидалось. Сейчас обещают, что гаишники взлетят над Москвой осенью.

Привязные аэростаты будут контролировать южное, северное и восточное направления города, а дирижабли планируется высылать по мере надобности по всей территории Москвы.

- Помимо трех аэростатов, уже готовы к полетам два дирижабля Au-12 и один тренировочный Au-11, отличающийся меньшим размером и одноместной кабиной пилота, - рассказал "Известиям" заместитель главного конструктора центра "Авгуръ" Геннадий Верба. - Каждый из них стоит около 500 тысяч долларов. Кстати, западные аналоги гораздо дороже - некоторые модели обходятся заказчикам более чем в 20 миллионов. В ближайшее время мы планируем и создание больших машин. Так, например, уже есть заказ от службы контроля за электросетью на восьмиместный дирижабль, способный не только перевозить грузы, доставлять пассажиров, но и проводить диагностику столичных высоковольтных линий.

По данным "Известий", аналогичное воздушное судно, предназначенное для постоянного дежурства в воздухе отряда из шести человек, в скором времени появится и у столичного ОМОНа.

- Главное его преимущество - дешевизна эксплуатации, - рассказывает главный механик Au-12 Сергей Свинин, - в час он расходует всего 15 литров 95-го бензина. Да и чинить дирижабль довольно просто, устройство его двигателя ничем не отличается от автомобильного. За сутки он будет "съедать" лишь 100 долларов, плюс стоимость аренды ангара и обслуги (около 12 человек). В любом случае, по сравнению с вертолетом, где час полета стоит 400 долларов, - это сущие копейки.

"Если дураки найдутся - пусть стреляют, ничего ему не будет"

Разработчики уверяют, что с точки зрения безопасности летательные аппараты также совершенно надежны. Даже если дирижабль при приземлении заденет легковую машину, то особых повреждений нанести ей не сможет, вес его составляет всего 50 кг - вся остальная масса зависает в воздухе.

На вопрос, как защищен дирижабль от "дурака" - мало ли кто сдуру в него выстрелит, - летчик-испытатель нового дирижабля Леонид Путинцев рассказал, как в 1995-м году на юге страны из-за халатности пилотов, не предупредивших базировавшиеся неподалеку войска о своем взлете, аэростат расстреляли: "Просто в решето превратили. Но газ все равно выходил так медленно, что пилот спокойно дотянул до базы. Так что если дураки найдутся - пусть стреляют, ему ничего не будет. Он просто развернется и со скоростью до 80 километров в час вылетит из опасной зоны."

"При ветреной погоде лучше не взлетать"

Особой качки, заверяют авгуровцы, также не будет. По бокам гондолы приделаны два винта, напоминающие уши. Они управляются из гондолы рычагом, похожим на автомобильный "ручник". На авиационном языке такая система - с "ушами" - называется управляемым вектором тяги. Дирижаблем можно управлять с помощью рукоятки-джойстика. Для оперативных мероприятий, например погонь за нарушителями ПДД, дирижабль не предназначен. Его основное вооружение - телекамера величиной с системный блок компьютера, в центре которой вращается нечто наподобие огромного глаза. Высотное око будет транслировать картинку в центр управления движением транспорта. Оттуда по радиосвязи будут командовать, куда направить небесного наблюдателя.

Единственным недостатком нового патрульного транспорта является жесткая зависимость от метеоусловий. Максимальная сила ветра, при которой пилот дирижабля может удерживать курс и совершать посадку, - 15 м/c.

На презентации ветер был метров 10 в секунду. Еле-еле выкатив дирижабль из ангара, шесть человек технического персонала пригнали его на взлетную полосу, где после минутного сражения с воздухом Au-11 взмыл в небо. Но, к великому разочарованию собравшихся, невысоко - на метр...

-Сейчас его не стоит запускать слишком высоко, - пояснил собравшимся Геннадий Верба. -Мешает ветер, к тому же к нам приближается громадная туча, а при такой погоде лучше не взлетать...

Многоцелевой дирижабль Au-12

Диаметр - 8,47 м

Длина - 34 м

Масса пустого дирижабля - 780 кг

Средняя скорость - 80 км/ч

Мощность двигателя - 100 л.с.

Дальность полета - 350 км

Максимальная высота - 1500 м

Стартовая команда - 2-3 человека

Известия