04.08.2004

Сезон мошенничества открыт



На российском туррынке снова появились мошенники. В этом месяце сразу две компании исчезли, прихватив деньги брошенных клиентов. Туристы, собиравшиеся 31 июля лететь в Италию, неприкаянно слоняются по Москве - на курорте их никто не ждет. Еще около 900 детей из разных городов России не смогли попасть на Кипр. Эксперты гадают, что явилось причиной "кидалова": то ли виноват неудачный летний сезон, то ли рынок возвращается к забытому уже хаосу середины 90-х годов.

В прошлую субботу из "Домодедово" должен был вылететь еженедельный рейс авиакомпании "ВИМ-авиа" на Римини, заказчиком которого выступала турфирма "Радуга-тур Активный отдых". Но рано утром на аэропортовском табло появилось сообщение о том, что вылет отменен. "Это было полной неожиданностью. Мы пытались связаться с "Радугой", но городские телефоны были непрерывно заняты, а мобильные не отвечали. Зато в авиакомпании сообщили, что рейса не будет, поскольку он не оплачен и заявки на его выполнение от заказчика не поступало", - рассказывает Виктория Горбачева, начальник чартерного отдела компании "Спасские ворота тур", которая купила у "Радуги" самый крупный блок мест на этот самолет.

В Италии туристов никто не ждал

В "Домодедово" находились 164 пассажира с билетами "ВИМ-авиа" на руках. Еще столько же туристов ожидали вылета в Римини. Проблему надо было срочно решать. "Спасские ворота" оплатили топливо, остальные расходы взяла на себя авиакомпания. Самолет в Римини все-таки улетел - правда, с 20-часовым опозданием. Для 120 клиентов "Спасских ворот" проблемы на этом закончились. А вот туристы, покупавшие путевки непосредственно в "Радуге" (более 40 человек), полетели в никуда. В Римини их никто не встретил, и многим пришлось во второй раз оплачивать проживание в отеле. Вопрос с вывозом этих туристов на родину пока остается открытым.

"Радуга" начала отправлять чартеры в Италию в марте этого года, еженедельно заполняя 80-90 мест в самолете. "Спасские ворота" заключили с ней локальный контракт на перевозку на четыре даты. "Мы не ожидали подвоха, потому что после каждой оплаты аккуратно получали бланки авиакомпании. 23 июля мы, как обычно, закрыли очередной субботний рейс и отправили списки пассажиров в "Радугу". Все менеджеры были на месте, телефоны работали. А утром начались проблемы", - говорит Горбачева.

Знакомые лица

Между тем партнерам и клиентам исчезнувшей компании насторожиться надо было давно. Зимой этот оператор уже сорвал вылет двух чартеров из-за неуплаты. Кроме того, весной "Радуга" продавала итальянские турпакеты на порядок дешевле, чем ее коллеги по направлению. В июле двухнедельная поездка в Римини предлагалась за 517 евро, хотя реально недельный тур стоит не менее 570 евро. Подобные вещи должны сразу вызывать недоверие у потребителя: аналогичные туры у разных компаний, без учета спецпредложений, могут различаться не более чем на $30-50.

Сейчас по Москве бродят туристы с билетами "ВИМ-авиа" и пытаются узнать в турфирмах, что будет с их отдыхом. Отправляться в Италию им не рекомендуют - "Радуга" скорее всего не оплатила и их наземное обслуживание. Телефоны испарившегося оператора по-прежнему наглухо заняты, а офис закрыт. Пострадать от действий "Радуги" могли в общей сложности около 200 человек.

Между тем исчезновение этой фирмы не стало сюрпризом для экспертов. Специалисты Российского союза туриндустрии (РСТ) еще помнят компанию "Вектор-М", которая в конце 90-х годов провалила чартерные программы в Италию, Египет и Таиланд, а в 1998 году пропала, "кинув" клиентов и партнеров на несколько миллионов долларов. "Вектор-М" возглавлял Ашот Петросян, который сейчас числится генеральным директором "Радуги".

Бизнес на детях

Другой туристический мошенник - "Алес гут" - поступил еще более цинично. Компания обманула детей. Несколько месяцев назад "Алес" начал масштабную рекламную кампанию в регионах по набору детских хореографических коллективов для выступления на Кипре. Стоимость тура, включающая визу, страховку, авиаперелет и недельное проживание в гостинице, составляла всего 54 евро. Сотрудники "Алеса" объясняли это тем, что их зарубежный партнер договорился о выступлениях детских коллективов на Кипре, и заработанные юными артистами деньги пойдут в счет оплаты тура.

"Нам предложили дать несколько концертов в одной из гостиниц курорта Айя-Напа. Все расходы якобы брал на себя некий кипрский бизнесмен. Организатором поездки выступал "Алес", которому причитались комиссионные. Это и были те самые 54 евро, которые они с нас собрали", - рассказывает Дмитрий Квасов, участник ансамбля "Истоки" из Подольска. Вылет на Кипр был назначен на 21 июля, все документы дети должны были получить в аэропорту. Но накануне вечером офис "Алеса" был уже опечатан. Против компании возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.

По данным РСТ, "Алес" обманул около 900 детей из Московской области, Красноярска, Сыктывкара, Новосибирска, Уфы, Хабаровска и других городов. По мнению Анны Самсоновой, генерального директора юридической компании "Визит", рассчитывать на возврат денег им не стоит: компания "Алес" скорее всего не имела лицензии на туристическую деятельность, а ее акция явно была спланирована, поэтому задержать организаторов вряд ли удастся.

Известия