21.07.2004

Слияние отменяется. "Интеррос" не оплатил акции ОМЗ



Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков

Мегасделка по объединению “Силовых машин” и ОМЗ так и не состоялась: вчера “Интеррос” пропустил последний срок оплаты своей доли в ОМЗ акциями “Силовых машин”. Мнения экспертов о том, возможна ли эта сделка в будущем, разделились: одни считают, что в случае неудачи с продажей “Силовых машин” концерну Siemens “Интеррос” вернется к сделке с ОМЗ, другие думают, что альянс между ними невозможен.


ОМЗ специализируется на производстве оборудования для атомной энергетики, горнодобывающей и металлургической отраслей. Выручка ОМЗ по МСФО в 2003 г. составила $546,2 млн, чистая прибыль – $22,7 млн. 25,26% акций принадлежат основателю ОМЗ Кахе Бендукидзе, 9,07% – члену совета директоров ОМЗ Алану Казбекову, около 15% – “Газфонду”. “Силовые машины” объединяют предприятия по производству энергетического оборудования. В 2003 г. выручка “Силовых машин” по IAS составила $352,3 млн, чистая прибыль – $3,2 млн. Около 70% акций концерна контролирует “Интеррос”, около 4% – немецкий Siemens, 17% принадлежат портфельным инвесторам.

В декабре прошлого года два машиностроительных холдинга объявили, что намерены объединиться. Акционеры “Силовых машин” должны были получить 50% акций объединенной компании, а 100% акций “Силовых машин” — перейти к ОМЗ. Но в конце июня сделка застопорилась из-за неявки Кахи Бендукидзе на годовое собрание акционеров ОМЗ. Слияние оказалось под вопросом, а менеджмент “Силовых машин” в начале июля открыто признал, что сделка состоится только в том случае, если “Интеррос” не успеет договориться с Siemens (немецкая компания 6 июля обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за разрешением на покупку у “Интерроса” 71% акций “Силовых машин”). Надежда на продолжение слияния появилась 13 июля, когда “Интеррос” все же подал заявку на приобретение акций ОМЗ.

Вчера был последний день, когда “Интеррос” мог оплатить свою долю в ОМЗ 60% акций “Силовых машин”. Это должно было стать ключевым моментом сделки по объединению. Но оплачивать акции “Интеррос” все-таки не стал.

Как рассказал “Ведомостям” директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев, к “18.00 оплата акций допэмиссии крупными акционерами "Силовых машин", подавших заявки на приобретение акций ОМЗ, не была произведена”. Представитель “Интерроса” Лариса Зелькова подтвердила, что акции не были оплачены. Представители обеих компаний подтвердили, что между ними продолжаются консультации, суть которых не раскрывается.

Гендиректор “ОМЗ-МНП” Михаил Косолапов пояснил “Ведомостям”, что несостоявшиеся партнеры могут договориться как о продлении сделки, так и об окончательном разрыве. А источник, знакомый с ходом сделки, полагает, что стороны взяли тайм-аут до прояснения перспектив продажи акций “Силовых машин” немецкому Siemens. Но он считает, что власти вряд ли одобрят эту сделку, поэтому “Интерросу” и владельцам ОМЗ придется вновь садиться за стол переговоров. По его словам, у ОМЗ не так уж много альтернативных вариантов: структура компании уже значительно изменилась по сравнению с той, что была до объявления о слиянии, — куплены два подразделения чешской Scoda и продано подразделение ОМЗ по производству судов и буровой техники.

Аналитики считают, что, отказавшись оплатить акции ОМЗ, “Интеррос” выиграл время, чтобы попытаться договориться о продаже “Силовых машин” Siemens. “Конечно, им бы хотелось сделать это [продать компанию] с Siemens и получить не долю в ОМЗ, а деньги за свои акции. Видимо, они не оплатили акции, чтобы дождаться решения ФАС по сделке с немцами”, — говорит Вячеслав Смольянинов из ФК “УралСиб”. ФАС должна определиться со своей позицией до 6 августа.

По оценке аналитика, сделка с Siemens могла бы принести “Интерросу” около $200 млн.

Представитель ФАС заявил “Ведомостям”, что решение по запросу Siemens пока не принято. В Siemens отмечают, что компания по-прежнему рассматривает возможность покупки акций “Силовых машин”.

Смольянинов считает, что стороны еще могут договориться о сделке и заинтересованы в этом будут в ОМЗ, которая сделала больше шагов в направлении объединения. Елена Сахнова из ОФГ придерживается противоположного мнения. По ее оценке, шансы на то, что власти одобрят продажу “Силовых машин” концерну Siemens, очень малы, а ОМЗ после разрыва не захочет объединяться с бывшим партнером: “Для ОМЗ логично самой постараться восстановить свою стоимость, вместо того чтобы вести переговоры с "Интерросом", однажды ей уже отказавшим”. Сахнова отмечает, что, хотя ОМЗ и пострадает от разрыва, потери “Силовых машин” тоже велики. “Они потеряли шанс превратиться из средней компании в глобального игрока на рынке энергетического оборудования с ежегодным оборотом в $1 млрд”, — резюмирует она.



Ведомости