$1 млрд за бумажные самолетыНа открытии международного авиасалона Farnborough объявлено о громкой сделке: авиакомпания «Сибирь» купит у «Гражданских самолетов Сухого» 50 Russian Regional Jet (RRJ) на сумму порядка $1 млрд. Впрочем, пока не ясен статус подписанного соглашения, да и в его реализации есть сомнения. В лондонском пригороде Farnborough «Гражданские самолеты Сухого» устроили акцию по продвижению семейства региональных самолетов Russian Regional Jet (RRJ, совместный проект с Boeing. – «Газета.Ru») на мировом рынке. Представители компании привезли в Британию макет базовой модели самолета (часть фюзеляжа с пятью рядами кресел. – «Газета.Ru») и ко дню открытия международного салона приурочили заключение крупного соглашения на изготовление лайнеров. Один из ведущих российских перевозчиков, авиакомпания «Сибирь», объявила о намерении купить 50 самолетов RRJ стандартной комплектации на 95 мест, – сообщил «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью авиакомпании Илья Новохатский. В соответствии с документом, подписанным в понедельник в рамках салона в Farnborough, поставки лайнеров компании начнутся в 2007 году. По графику, «Сибирь» будет получать по одному RRJ в месяц. По предварительным прогнозам «Сухого», каждый самолет будет стоить от $20 млн до $30 млн, таким образом общая сумма сделки превысит к $1 млрд. Сами партнеры финансовые параметры контракта не раскрывают, но представитель «Сибири» подтверждает, что речь о суммах такого порядка. Впрочем, на рынке считают, что «Сухой» предложил своему первому крупному заказчику интересные условия, и каждый RRJ обойдется «Сибири» гораздо дешевле, чем $20 млн. Но перевозчик этого не подтверждает. По словам Новохатского, в данном случае стоимость авиалайнера – вопрос второстепенный, поскольку «самолет может быть дороже, а его эксплуатация – дешевле». Складывается ощущение, что документ готовился впопыхах, чтобы успеть к началу салона. Не сформулирована схема финансирования поставок самолетов производителем «Сибири». В компании говорят, что «она разрабатывается и будет готова только через несколько месяцев». «Мы будем привлекать в том числе и заемные средства», – утверждают в «Сибири». Но в том, что авиаперевозчик в состоянии выполнить свои финансовые обязательства перед «Сухим», ее представитель не сомневается. Гигантский объем заказа в «Сибири» объясняют наличием программы обновления парка воздушных судов. Проводя PR-акцию на авиасалоне в Farnborough, ГСС рассчитывает привлечь зарубежных заказчиков RRJ. В дальнейшем в этом должен помочь имеющий соответствующий опыт в гражданской авиации Boeing, у которого нет собственной машины такого класса. Его основной конкурент, концерн EADS (производитель Airbus), также не выпускающий региональные самолеты, в пику Boeing решил заняться продвижением российского-украинского Ан-148, который в отличие от RRJ скоро приступит к сертификационным испытаниям. Когда Ан-148 и RRJ появятся на рынке, начнется очередной раунд позиционной борьбы двух мировых производителей самолетов. «Программа поставок самолета рассчитана на несколько лет. Мы растем в среднем на 25–30% каждый год, соответственно, уже в 2007 году нам понадобится много новых самолетов. Самолеты семейства RRJ полностью отвечают современным требованиям надежности, безопасности и операционной экономики и призваны стать основой роста и развития внутренних и международных маршрутных сетей российских авиакомпаний», – сказал «Газете.Ru» Новохатский. Не смущает перевозчика и то, что самолет существует пока только на бумаге. «Другие варианты (Ту-334 и Ан-148. – «Газета.Ru») мы тоже рассматривали, но остановились на этом самолете. Он нас больше устраивает по разным параметрам. «Сибирь» подходит к покупке техники с точки зрения эффективности, а не марки», – утверждает представитель компании. Новохатский не исключил, что «Сибирь» со временем начнет приобретать самолеты этого класса и у других производителей , но пока говорить об этом рано. Глава авиакомпании UTair Андрей Мартиросов заявил «Газете.Ru»: «Действительно, RRJ еще нет в металле, но доверие к нему больше. Уже сейчас показывают, как он будет строиться, какой будет двигатель, как будет выстроен сервис». Правда, ни UTair, ни другие перевозчики, которые хвалят RRJ, давать обещания купить лайнер, и уж тем более заключать контракты пока не готовы. Для «Сухого» соглашение с таким заказчиком, как авиакомпания «Сибирь», – принципиальный вопрос. Производителю срочно нужно сформировать портфель заказов, чтобы получить заем на международном финансовом рынке для реализации проекта RRJ. Без хотя бы рамочных соглашений о реализации лайнеров взять кредит или выпустить долговые бумаги практически невозможно. По оценкам экспертов, инвестиции в разработку самолета могут превысить $600 млн. Насколько серьезны намерения «Сибири», пока не понятно, поскольку сами партнеры по сделке в своем пресс-релизе не указывают официальный статус подписанного документа. До сих пор не очень ясно, идет ли речь о контракте, как передают западные информационные агентства, или о соглашении о намерениях. В «Сухом» рассчитывают, что первый RRJ взлетит в 2006 году. С 2007 года самолеты RRJ будут выпускаться серийно, и до 2020 года емкость рынка составит более 800 единиц, из которых до 35% придется на Россию и СНГ, 65% – на остальные регионы. Емкость мирового рынка региональных самолетов в целом на этот период в «Сухом» оценивают в 8 тыс. машин. По замыслу, RRJ должен составить конкуренцию аналогам производства Bombardier и Embraer. Газета.RU |