05.07.2004


Kingfisher против наших рынков. Британская компания собирается вложить $600млн в гипермаркетытоваров для дома и ремонта



Юлия Ярош
Андрей Мусатов
Кирилл Корюкин

На российский розничный рынок собрался еще один иностранный гигант. Британская Kingfisher хочет в течение 10 лет вложить более $600 млн в строительство 60 гипермаркетов Castorama, торгующих товарами для дома и стройматериалами. Уже работающие в России сети DIY (магазинов типа “сделай сам”) говорят о приходе “серьезного конкурента”.


Британская холдинговая компания Kingfisher владеет 568 магазинами в девяти странах Европы и Азии под брэндами B&Q, Castorama, Brico Depot и Screwfix Direct. Оборот в 2003 г. – около 10 млрд евро. В сеть Castorama, которую Kingfisher выкупила в 2002 г., входит 105 магазинов во Франции, 18 – в Италии и 19 – в Польше.

О своих планах выхода на российский рынок Kingfisher рассказала в пятницу на заседании “Клуба ведущего ритейла России”. Британская компания собирается в ближайшие 10 лет открыть 50 магазинов DIY в городах-миллионниках. На эти цели, по словам директора по внешним связям и развитию Kingfisher в России Андрея Медова, компания потратит свыше $600 млн. Гендиректором Kingfisher в России станет один из руководителей IKEA в России Петер Партм, занимавший пост ритейл-менеджера.

Ранее никто из западных сетей DIY не обнародовал таких долгосрочных планов. В конце прошлого года председатель правления немецкой OBI Серджио Джирольди пообещал открыть до 2008 г. еще 15 гипермаркетов. Другая немецкая сеть, Marktkauf, в течение трех лет, возможно, расширится с одного до пяти торгцентров. Французская Leroy Merlin этим летом откроет в Подмосковье первый магазин, а дальнейших планов еще не озвучивала. По мнению начальника аналитического отдела ИК “Проспект” Натальи Одинцовой, “хотя рынок [DIY в России] не заполнен, 50 магазинов — это очень агрессивные планы”.

Гипермаркеты Castorama согласно формату сети обычно имеют площадь около 10 000 кв. м. Строительство первого магазина будет закончено в I квартале 2006 г., говорит Медов. Но в каком городе стартует проект, пока не ясно: по словам Медова, все будет зависеть от того, где компания получит подходящий участок. Kingfisher рассчитывает приобретать землю в собственность, аренда рассматривается в качестве исключения. Компания подбирает землю в Москве, Санкт-Петербурге и региональных центрах, в частности в Екатеринбурге и Самаре. “Московский рынок способен вместить около 50-70 магазинов такого формата”, — уверен Медов, добавляя, что Kingfisher хочет в перспективе занять около 25% этого рынка. В Петербурге компания собирается для начала открыть один-два магазина, а “потом время покажет”. По мнению Одинцовой из “Проспекта”, “Москве будет достаточно около пяти гипермаркетов Castorama, а региональным миллионникам — двух-трех”.

Пресс-секретарь Kingfisher Найджел Коуп утверждает, что сейчас рассматривается строительство магазинов прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. “Мы считаем, что открывать магазины, например, в 10 городах одновременно было бы непродуктивно. Поэтому мы собираемся сгруппировать магазины вокруг двух-трех больших городов”, — рассказывает он.

“Главный конкурент для нас, как и для всех сетей формата DIY, — это открытые рынки стройматериалов”, — считает Медов. На них, по оценке экспертов компании “Сделай своими руками” (развивает сеть OBI в Москве и области), приходится больше половины продаж товаров для дома. Весь рынок DIY (товары для обустройства домашнего интерьера, ремонта, садоводства и т. п.) оценивается приблизительно в $5-6 млрд, в том числе московский — $2 млрд. “Это индустрия в несколько миллиардов долларов”, — соглашается Одинцова.

О других своих конкурентах помимо рынков Медов говорит менее охотно, называя, в частности, OBI и Leroy Merlin. Сети-конкуренты отвечают ему тем же: от комментариев воздержались и в “Сделай своими руками” (OBI), и в Leroy Merlin. Не удалось получить комментарии и у российских сетей магазинов DIY — московской “Твой дом” и питерской “Максидом”. Директор по развитию Marktkauf в Германии и России Юрген Мюллер считает Kingfisher “важным игроком на британском и европейском рынке”. По его мнению, Kingfisher составит другим ритейлорам серьезную конкуренцию, если будет использовать ту же модель, которая так хорошо зарекомендовала себя в других странах: участие “в сосредоточении магазинов разного профиля в одном месте” (так поступают сейчас, например, OBI, открывающиеся рядом с IKEA и “Мега”). В IKEA “Ведомостям” сообщили, что у них “нет прямых конкурентов”. А переход своего топ-менеджера в Kingfisher комментировать не стали.



Ведомости