05.07.2004

Внутренний обмен. Московские домовые сети объединяются вокруг телекоммуникационных операторов



Роман Дорохов

На московском рынке домовых сетей (небольших кабельных сетей, обеспечивающих доступ в Интернет) начался процесс укрупнения. Небольшие районные компании вступают в альянсы, позволяющие им получить доступ к внутренним ресурсам других участников объединений. “Центрами кристаллизации” этих сетей стали телекоммуникационные операторы “КОМКОР” и “МТУ-Интел”.


По данным консалтинговой компании J’son & Partners, в Москве к нескольким сотням домовых сетей подключилось около 150 000 пользователей. В 2003 г. обороты столичного рынка составили $20 млн, а к 2004 г. должны увеличиться до $30 млн. Московская телекоммуникационная корпорация (“КОМКОР”) – оператор московской волоконно-оптической сети, обслуживает около 6000 корпоративных клиентов.

Недавно в Москве стартовал проект “Объединенная локальная сеть” (ОЛС), в котором обмен данными между домовыми сетями организует корпорация “КОМКОР”. По словам гендиректора домовой сети “Ай Хоум” и заместителя председателя Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов (АДСК) Василия Масловского, сейчас обмениваться внутрисетевым трафиком могут только члены ассоциации. “Главное конкурентное преимущество домовых сетей — бесплатные домашние ресурсы: игровые серверы, дискуссии, файлы, — объясняет Масловский. — На домовые сети сейчас наступает другая технология доступа в Интернет, ADSL, и им нужно объединиться”.

По его словам, сейчас основная задача ОЛС — накопить “критическую массу” внутренних ресурсов, чтобы преимущества подключения к объединенной сети были очевидны пользователям. В ОЛС помимо “КОМКОР” уже участвуют компании “Ай Хоум”, “Домонет”, “Диск-инфо” и “Смартлоджик”.

А для “КОМКОР” это в первую очередь выгодный бизнес-проект. “У нас чисто утилитарный интерес, ОЛС — это новые клиенты”, — говорит первый заместитель гендиректора “КОМКОР” Виктор Савюк. По его словам, АДСК — независимая от “КОМКОР” структура и именно она выбрала компанию для организации внутрисетевого обмена.

“Крупные телекоммуникационные операторы ищут альянсы с домовыми сетями, чтобы закрепиться на межоператорском рынке, — говорит консультант-аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. — Так делает "МТУ-Интел" (компания подключает домашние сети по технологии ADSL. — "Ведомости"), а "КОМКОР" пытается делать то же самое через АДСК”.

Овчинников ожидает, что в будущем на рынке домовых сетей сложится несколько центров силы — вокруг “МТУ-Интел”, “КОМКОР” и третьего центра объединения независимых крупных домовых сетей. По словам аналитика, будущее обмена внутренним трафиком в домашних сетях неопределенно, потому что значительная его часть приходится на нелегальный контент. Стремление домовых сетей к объединению Овчинников объясняет возможностью получать более выгодные оптовые скидки на интернет-трафик.

Гендиректор компании “Лан-Телеком” (торговая марка “Ультранет”) Сергей Киселев отмечает, что на рынке работает много объединений домашних сетей. Так, его компания обменивается внутренним трафиком с сетями “Тушино.ру”, “Ховрино.ру”, “Дубки”, “Фастлинк” и “Алтел”.

“Мне не кажется интересным объединение под чьей-то эгидой, — говорит директор Starnet Works (торговая марка "СтарНет") Виктор Ефремов. — По-моему, оно преследует интересы одной компании”. По его словам, пока в бесплатном внутрисетевом трафике можно говорить только о пиратском контенте.

С ним согласен коммерческий директор “МТУ-Интел” Николай Захаров. По его словам, правообладатели закрывают глаза на пиратство в домашних сетях, пока те предоставляют услуги небольшому числу пользователей. Как только такие компании объединят внутрисетевой трафик, это привлечет внимание правоохранителей, говорит Захаров. По его словам, “МТУ-Интел” озабочена созданием легального контента.

Виктор Савюк отвергает обвинения в возможном потворстве пиратству. По его словам, за внутрисетевой трафик отвечает каждая из сторон, участвующих в ОЛС, но “КОМКОР” в любом случае не будет участвовать в противозаконной деятельности. “КОМКОР” уже сейчас борется в рамках действующего законодательства с пиратством и спамом со стороны своих клиентов. “В то же время мне смешно, когда операторы говорят, что уверены в чистоте каждого байта в своих сетях, — добавил Савюк. — Это значит, что люди не очень хорошо информированы”.



Ведомости