05.07.2004

Tед Тернер укрощает "рычащего льва".Time Warner хочет купить Metro Goldwyn Mayer



Корпорация Time Warner предложила владельцу кинокомпании Metro Goldwyn Mayer Кирку Керкоряну 4,7 миллиарда долларов. Если сделка состоится, в руках Теда Тернера окажется ценнейшая коллекция фильмов: от мюзиклов 40-50-х годов до бондианы.

Глава MGM Кирк Керкорян уже несколько лет избавляется от своей собственности. Два года назад он пытался продать студию за 7 миллиардов. Покупателей не нашлось. Позже компания была оценена в 5 миллиардов долларов, и в апреле этого года именно такую сумму за Metro Goldwyn Mayer предложила американская корпорация Sony. Теперь в борьбу вступила Time Warner, руководство которой считает, что было бы неплохо приобрести MGM, но 5 миллиардов она не стоит: "Вот если бы на ней снимали "Гарри Поттера" или "Человека-паука", можно было бы говорить о 5 миллиардах".

По мнению экспертов, Керкорян может пойти навстречу Тернеру, особенно если ему предложат место в корпорации. Тем более что в середине 80-х Тернер на несколько лет становился владельцем MGM, но кинокомпания оказалась нерентабельной, и он продал ее Керкоряну, оставив себе библиотеку фильмов, снятых до 1948 года. Создатель CNN Тед Тернер отличается склонностью к рискованным предприятиям, в своей жизни он не раз поднимался на вершину бизнес-олимпа, падал с нее и снова начинал сначала. Но чтобы каждый раз успешно подниматься с колен, нужны надежные тылы, одним из которых и стала фильмотека MGM. Поэтому вполне естественно желание медиа-магната объединить довоенный киноархив с картинами, снятыми во второй половине XX века. Да и Кирку Керкоряну выгоднее, чтобы MGM в полном составе перешла под власть американской Time Warner, а не была приобретена японской Sony, которая, по мнению конкурентов, занялась кинобизнесом только потому, что стала отставать в области высоких технологий.

Если надежды Тернера оправдаются и Sony отступит, а другие корпорации (например, телекомпания NBC, принадлежащая General Electric и уже выкупившая в этом году часть акций студии Universal у концерна Vivendi) не станут вступать в игру, то Time Warner, которой уже принадлежат студии Warner Brothers и New Line Cinema, станет одним из ведущих игроков на кинорынке. MGM, которая последнее время снимает недорогие фильмы для довольно узкой аудитории, станет достойным дополнением к New Line Cinema, выпустившей безумно дорогого и столь же популярного "Властелина колец".

Впрочем, наибольшей привлекательностью для возможных покупателей обладает библиотека фильмов MGM, которая насчитывает около 4 тысяч единиц. Это и знаменитые мюзиклы с Джином Келли и Джуди Гарланд, и "Унесенные ветром", "Гамлет" с Лоренсом Оливье, "39 шагов" Хичкока, "Доктор Живаго", 19 фильмов Вуди Аллена, наконец, вечно популярные "Том и Джерри" и практически полная коллекция фильмов о приключениях Джеймса Бонда. Все это можно выпускать на DVD и видеокассетах (годовой доход от продаж DVD и видео в Америке вдвое превышает прибыль от продажи билетов), можно продавать телеканалам права на телетрансляцию и в конце концов на основе шедевров прошлого можно снимать ремейки.
Российский студии живут за счет архива
В развитых странах киностудии снимают кино и на нем зарабатывают деньги, в России кино, как правило, дохода не приносит, в лучшем случае окупается бюджет фильма. А живут российские студии за счет фильмофонда. Стоимость одного телепоказа фильма в зависимости от канала может достигать 10 тысяч долларов. Впрочем, в тяжелые 90-е "Ленфильм" и Киностудия им. Горького продали свои архивы оптом. 9 миллионов долларов, которые получил "Ленфильм" от "Медиа-Моста", закончились довольно быстро, а вот прибыль от трансляции "Собачьего сердца" или "Приключений Шерлока Холмса" компания Гусинского будет получать до 2008 года. Приходится выживать за счет новых сериалов, но этого явно не хватает. Единственной крупной киностудией, сумевшей сохранить свои фонды, стал "Мосфильм", и теперь благодаря стойкости Карена Шахназарова киноконцерн - сам себе хозяин. Может и новое кино снимать, и классикой торговать.

Известия