Станет ли Москва похожа на МанхэттенАмериканцы гарантируют: "Построенные нами высотки точно не упадут" В пятницу вечером главы двух крупнейших архитектурных холдингов (с российской стороны "Моспроект-2", а с американской - "Фрэнк Уильямс и партнеры") подписали договор о создании первого в России совместного предприятия по проектированию и строительству высоток. Назвали новое СП "Международный центр высотного строительства" (ISB), и уже в ближайшее время архитектор Фрэнк Уильямс намерен предложить Москве варианты небоскребов, которые вырастут вдоль Четвертого транспортного кольца. Станет ли при этом Москва похожа на Манхэттен, где в основном возводил высотки Уильямс, пока сказать трудно - сам архитектор уверяет, что намерен создать свои башни в "современной московской стилистике". Правда, о том, что такое современная московская стилистика, до хрипоты спорят сегодня и сами столичные зодчие. Судя по количеству комплиментов, которые на подписании договора отвешивал Фрэнк Уильямс своему российскому партнеру Михаилу Посохину (глава "Моспроекта-2". -"Известия"), для него "московская стилистика "- это в первую очередь творения Посохина, известного своим пристрастием к гигантским башням-кристаллам. К тому же и сама амбициозная программа "Новое кольцо Москвы", по которой вдоль МКАД и Четвертого транспортного кольца будет построено около 200 небоскребов, вызывает много споров. Консерваторы и ревнители московской старины уверены, что такое количество башен-высоток, которые заслонят весь центр города, поглотив даже Кремль, явится завершающим ударом по архитектуре белокаменной, после чего о старой Москве можно будет окончательно забыть. Новаторы и авангардисты парируют, что все современные столицы мира идут по этому пути и Москва не должна отставать, тем более что свободной земли под жилую застройку в городе практически не осталось. А так как именно этой точки зрения придерживается мэр столицы, то судя по всему, так тому и быть. Единственная уступка - решено, что столичные небоскребы будут не выше 40-60 этажей. И сегодня главным вопросом становится такой: кто все это построит? После трагедии "Трансвааля" доверие к отечественным конструкторам заметно пошатнулось, и в Москву зачастили иностранные зодчие и инженеры. Архитектор Фрэнк Уильямс и его главный партнер - инженер-конструктор Яков Гроссман стали первыми иностранцами, которых допустили к строительству жилых зданий в столице. Ожидают еще китайцев и малайзийцев. Кстати, по сведениям "Известий", уже решено, что американцы без конкурса получат право проектирования на 4 высотных объектах в столице, а жилье, построенное в них, будет одним из самых дорогих. - По предварительным расчетам себестоимость квадратного метра в новых высотках будет на уровне 1100 долларов, - сказал "Известиям" гендиректор фирмы "Новое кольцо Москвы" Валерий Жилов. - Значит, продажная цена составит не меньше 4-5 тысяч? - Наверное, так. Хотя цифру 1100 мы взяли из нынешнего опыта строительства высоток, а небоскребы Уильямса решено сдавать с отделкой, что, естественно, еще поднимет цену продажи. Как раз в эти дни мы и должны обсудить с американскими партнерами, за счет чего можно уменьшить себестоимость на 20-30% - применения современных технологий, новых марок бетона, металла и так далее. Высотки по определению не могут быть дешевыми, особенно если думать о безопасности. Сразу после подписания договора архитектор Фрэнк УИЛЬЯМС, инженер-конструктор Яков ГРОССМАН и первый заместитель главы стройкомплекса Москвы Александр КОСОВАН ответили на вопросы корреспондента "Известий". - Как я знаю, вы построили много зданий на Манхэттене, в том числе и самый высокий в Северной Америке дворец Дональда Трампа. Но Манхэттен - твердая скала, а под Москвой - сложные песчано-глиняные почвы, пронизанные большим количеством подземных речек. У вас есть опыт строительства на таких землях? Яков ГРОССМАН: Манхэттен - очень маленький остров, он уже застроен, и мы давно строим вокруг него, по краям, где уже нет скалы. Да, мы знаем о сложных московских почвах, и все нужные специалисты уже привлечены. Кроме того, мы строили не только в США, но и в Лондоне, и в Париже, где тоже были проблемы с фундаментами. Это первое, что мы хотим знать, начиная расчет: из чего и как мы строим фундамент. Потом рассчитываем розу ветров, чтобы знать, какие ветры будут влиять на небоскреб. И еще, события последних двух лет после нападения террористов на здания в США изменили направление нашей мысли. Мы теперь еще на этапе проектирования пытаемся предугадать, что самое плохое может случиться с данным конкретным зданием и как минимизировать разрушения, если, не дай бог, они будут. Сейчас в Америке мы работаем над ужесточением стандартов и гарантируем, что самые современные технологии будут использованы и в Москве. - У башен-близнецов в Нью-Йорке, как и в большинстве ваших небоскребов, был стальной каркас. Наши специалисты предпочитают железобетонный, считая, что он надежнее. Скажем, по мнению Ресина, если бы и вы использовали железобетон, то даже после тарана самолета башни в Нью-Йорке могли бы устоять, а не сложились, когда закипел металл. Какие каркасы будут на московских высотках? Фрэнк УИЛЬЯМС: Скорее всего, мы будем их комбинировать в зависимости от места и цели здания. Кстати, Яков проводил экспертизу для правительства США, почему сложились башни-близнецы. Да, в том числе повлиял и стальной каркас... Но сегодня мы можем гарантировать москвичам: то, что мы построим, уже не упадет. - А почему решено ограничить высоту зданий 40-60 этажами? Александр КОСОВАН: Это было решено правительством Москвы в первую очередь из соображений инсоляции: чтобы новые высотки не заслоняли свет рядом стоящим домам и не закрывали историческую часть города. Но не исключено, что некоторые объекты - там, где этих проблем нет, - вырастут и повыше. Я.Г.: Для жилых зданий высота в 40-60 этажей - оптимальна с точки зрения эффективного использования лифтовых систем. В зданиях выше 60 этажей надо использовать принципиально иные системы лифтов, уже не такие простые, хотя и это все решаемо. - Мне показалось, что большая часть высоток на Манхэттене -это офисные здания или отели. Здесь вы будет строить жилые дома -есть у них какие-то конструктивные или архитектурные отличия? Ф.У.: Некоторые здания, которые вам кажутся в Манхэттене офисными, на самом деле жилые. Как правило, жилье располагается на верхних этажах, в пентхаузах, откуда открываются прекрасные виды на город. Хотя, как архитекторы, мы стараемся офисные здания сделать отличными от жилых. В Нью-Йорке даже законодательно отличается строительство офисов и жилья, хотя конструктивно особых отличий нет, здания есть здания. Я.Г.: Сейчас в мире основная современная тенденция - разное назначение этажей в высотках. Внизу офисы, магазины, галереи, наверху - отели или жилье. - Вы несколько дней гуляли по Москве. Как вам кажется, задуманные вами высотки впишутся в московскую, на мой взгляд, все еще довольно патриархальную, в чем и есть ее прелесть, среду? Ф.У.: Все, что я видел, и все, что спроектировал Посохин, все это московские здания, хотя и современные, и они контекстуально не отрываются от Москвы. И для меня, как художника, это принципиально. Когда я иду в другую страну, мне в первую очередь важен контекст, и я буду душить свои идеи, которые чужды стилю Москвы. Конечно, ваш город обладает своими отличительными особенностями, и высотки здесь будут другими. Не такими, как в Нью-Йорке или Париже. -А кто из вас главнее: архитектор или конструктор? В России привыкли спрашивать именно с инженеров. Ф.У.: В Америке за все отвечает архитектор. Команда инженеров подчиняется ему, как оркестр дирижеру. Я.Г.: В Иране есть такое правило: архитектор должен первым войти в только что построенное здание, когда уже сняли все леса, и постоять там. Если упадет, убьет архитектора, а не инженера. Мы только просим у них всегда: творите попроще, тогда и в живых останетесь. Известия |